Telegram, ВКонтакте, Одноклассники
Telegram, ВКонтакте, Одноклассники
Санитарно-гигиенический факультет Свердловского медицинского института был организован в 1943 году − в самый разгар войны, в год Сталинградской битвы. В 1943г. Народный комиссариат здравоохранения СССР принял решение: «Выделить из состава лечебного факультета к 1 сентября на вновь организованный санитарно-гигиенический факультет студентов 2, 3, 4, 5 курсов (по 50 человек с каждого курса) и обеспечить прием на 1-й курс с числом студентов 75 человек».
К сентябрю 1943 года были сформированы профильные кафедры: гигиены труда, коммунальной гигиены, гигиены питания, школьной гигиены. Приказ НКЗ РСФСР №32 от 16 апреля 1943 года о создании факультета предусматривал использование для развертывания новых кафедр базу научно-исследовательских институтов гигиенического профиля и санитарно-эпидемиологических станций.
Благодаря серьезной организационной работе всего преподавательского состава института в 1943г. был осуществлен набор на 1-й курс факультета, и успешно прошло комплектование старших курсов за счет студентов лечебно-профилактического факультета.
Путь развития и становления санитарно-гигиенического факультета был сопряжен с большими трудностями: факультет не имел штатного преподавательского состава более 5 лет. На должности руководителей первых профильных кафедр были привлечены в качестве совместителей наиболее подготовленные теоретически и обогащенные большим опытом практической работы санитарные врачи г.Свердловска: Валентин Сергеевич Серебренников − начальник Государственной санитарной инспекции г.Свердловска − на кафедру коммунальной гигиены; Лев Кириллович Пашкевич – руководитель отдела научно-исследовательского санитарно-гигиенического института, квалифицированный специалист в области пищевой гигиены − на кафедру гигиены питания; Соломон Маркович Бриль − заместитель заведующего Свердловским Облздравотделом, с многолетним опытом школьной санитарной работы и преподавания школьной гигиены в педагогическом институте − на кафедру школьной гигиены.
Кафедру гигиены труда было поручено организовать и возглавить профессору С.В.Миллеру, который одновременно заведовал кафедрой общей гигиены и руководил отделом труда в Свердловском НИИ гигиены труда и профзаболеваний. С 1944г. кафедру гигиены труда возглавил Владимир Александрович Литкенс. Курс эпидемиологии был создан при кафедре инфекционных болезней, которой заведовал профессор Иван Лукъянович Богданов.
Именно они − эти люди, находясь у истоков создания факультета, в трудные военные и послевоенные годы вынесли всю тяжесть неустроенности, не укомплектованности ассистентского состава, недостатка учебных пособий, учебных аудиторий, баз для практических занятий, выдержали стойко, убежденные в том, что делают нужное дело для страны − готовят необходимых региону санитарных врачей и эпидемиологов.
Большая роль в организации учебного процесса, научной работы и в проведении воспитательной работы принадлежит деканам. Первым деканом факультета была доцент кафедры общей гигиены Зинаида Васильевна Гордон (с 1943 по1944 гг.). После ее отъезда из г.Свердловска деканом был назначен профессор Н.К. Верещагин − заведующий кафедрой нормальной физиологии (с 1944 по 1945 гг.).
В течение последующих лет деканами факультета были: полковник медицинской службы В.А. Макаров − начальник военной кафедры (1945 — гг.), доцент Н.В. Крупин (1951 — 1954 гг.), профессор Т.П. Горбашова (1954 — 1955 гг.), профессор В.С. Серебренников (1955 — 1959 гг.), профессор, заслуженный деятель науки РФ А.И. Кортев (1959 — 1964 г.), доцент И.Г. Виноградов (1964 — 1979 гг.), доцент А.П. Боярский (1970 — 1971 г.), профессор М.Ф. Лемясев (с 1971 — 1975 г.), доцент В.А. Аренский (1975 — 1984 гг.), профессор В.Г. Константинов (1984 — 1993 гг.), профессор Г.Я. Липатов (1993 по 2004 г.г.), профессор А.Г. Сергеев (2004 — 2013 гг.), профессор Г.М. Насыбуллина (2013 — 2018 гг.), профессор М.А. Уфимцева (2018 — 2020 гг.), доцент Е.В. Ануфриева (2020 — 2021 гг.). В настоящее время обязанности декана исполняет к.м.н., доцент, заведующий кафедрой эпидемиологии, социальной гигиены и организации госсанэпидслужбы А.А. Косова.
За 70 лет работы по направлению подготовки (специальности) «Медико-профилактическое дело» были сформированы научные школы:
Гигиена. Основатель – профессор С.В. Миллер, продолжатели – профессора М.Ф. Лемясев, Г.Я. Липатов, Г.М. Насыбуллина, О.Ф. Рослый
Общественное здоровье и здравоохранение. Основатель – профессор В.И. Величкин. Продолжатели – профессора А.П. Боярский, Н.В. Ножкина.
Эпидемиология. Основатель – доцент И.П. Сакулин. Продолжатели – профессора А.В. Слободенюк, А.А. Голубкова.
Микробиология. Вирусология. Основатель – профессор З.Н. Кондрашова. Продолжатели – профессора А.Г. Сергеев, Н.В. Литусов, д.м.н. Е.С. Ворошилина.
В рамках научных школ сформировались следующие направления научно-исследовательской работы: гигиена производственной и окружающей среды на предприятиях черной и цветной металлургии; гигиена детей и подростков; научные основы формирования здорового образа жизни; эпидемиология наиболее значимых инфекционных заболеваний; молекулярные основы патогенности микроорганизмов; общественное здоровье и здравоохранение на Среднем Урале. Подготовка научных кадров осуществляется по программам послевузовского образования (аспирантуры) по специальностям «Гигиена», «Эпидемиология», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Бактериология», «Вирусология». Координируют организацию научных исследований проблемные комиссии «Научные основы гигиены, профпатологии, общественного здоровья и здравоохранения» «Микробиология, эпидемиология и инфекционные болезни».
Методическая школа по специальности Медико-профилактическое дело была заложена в сороковые годы прошлого столетия. Становление методической школы гигиенистов эпидемиологов связано с именем профессора С.В. Миллера. По примеру своего учителя профессора В.А. Гаврилова (гигиена труда), И.П. Сакулин (эпидемиология), В.А. Литкенс, А.П. Боярский (ОЗЗО), Е.В. Готлиб (коммунальная гигиена), доцент А.А. Маратканова (гигиена труда), доцент Н.В. Рябова (гигиена детей и подростков) и другие опытные методисты брали под опеку каждого молодого преподавателя, зачастую приходившего прямо со студенческой скамьи. Открытые уроки, обязательное присутствие на лекциях всех свободных от занятий преподавателей кафедры, детальный разбор методики чтения лекций и проведения занятий, лабораторных работ, мастер классы − вот основные приемы подготовки нового поколения педагогов.
Практикоориентированность образовательных программ четко прослеживается во все периоды образовательной деятельности на санитарно-гигиеническом (медико-профилактическом) факультете. Привлечение студентов к научным исследованиям, проводимым учеными вуза по военно-медицинской тематике, проблематике эпидемиологии, гигиены условий труда на оборонных предприятиях являлось непосредственным продолжением учебного процесса и одновременно воспитанием научно-педагогических кадров для мединститута.
Большой вклад в формирование и развитие методической школы в целом по специальности «Медико-профилактическое дело» и по дисциплинам «история медицины», «общественное здоровье и здравоохранение» внесли заведующие кафедрой общественного здоровья и здравоохранения: В.И. Величкин, И.Г. Виноградов, В.П. Березин, А.П. Боярский, Р.А. Хальфин, Н.В. Ножкина, а также доценты З.М. Мельникова, Н.М. Скоромец. На кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии основы методической работы были заложены ее руководителями: Ермиловой Е.М. (1931-1933), Перетцом Л.Г. (1942-1953), Крупиным Н.В. (1953-1961), Рысаковой Е.Н. (1961-1975), Кондрашовой З.Н. (1979-1999). Основные направления методической работы при З.Н. Кондрашовой включали внедрение профильности преподавания на всех факультетах, учет и контроль формирования практических умений у студентов разных факультетов.
В течение десятилетий работала цикловая методическая комиссия медико-профилактического факультета. ЦМК координировала программы подготовки студентов на смежных кафедрах, разрабатывала межкафедральные программы, вела школу молодого преподавателя. В 2010 году цикловые методические комиссии вуза были преобразованы в методические комиссии специальности, в том числе была сформирована МКС — Медико-профилактическое дело.
Сегодня в учебном процессе используются формы обучения будущего врача-гигиениста, эпидемиолога, заложенные основателями методической школы специальности (обучение непосредственно на рабочем месте, в эпид. очаге, больнице, детском учреждении), и современные инновационные образовательные технологии, в т.ч. виртуальные лабораторные работы, компьютерное моделирование, дистанционное обучение. Кафедры, осуществляющие подготовку врачей по специальности «Медико-профилактическое дело», активно откликаются на реформы в системе высшего и послевузовского образования, внедряя систему менеджмента качества, методику балльно-рейтинговой оценки достижений студентов, компетентностный подход в обучении.