Telegram, ВКонтакте, Одноклассники
Telegram, ВКонтакте, Одноклассники
Мир живет в условиях пандемии коронавируса уже два года. Многие привыкли к новой реальности и не воспринимают COVID-19 как нечто опасное. Тем более, есть мнение, что при омикроне болезнь протекает легче. Однако эксперты медотрасли считают, что расслабляться рано. В интервью 66.RU заведующий кафедрой инфекционных болезней и клинической иммунологии Уральского государственного медицинского университета (УГМУ) Алебай Сабитов разобрал популярные мифы о коронавирусе и рассказал об особенностях лечения и профилактики коронавируса.
— На днях во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) заявили, что пандемия коронавируса может завершиться до конца 2022 года. Вы согласны с таким мнением?
— Обратите внимание, что речь идет о завершении пандемии только в том случае, если после окончания вспышки штамма «омикрон» не возникнет новых. Омикрон распространяется быстро и отличается большим количеством мутаций. Закончится ли все на нем? Для однозначного ответа «нет» пока абсолютных оснований не вижу, так как не исключается появление и других разновидностей вируса.
— Но та же представитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович высказывала мнение, что омикрон менее опасен, чем его предшественники. Это так?
— Да, заболевания, вызванные штаммом «омикрон», протекают легче. Но это не означает, что легко! Могут развиваться и тяжелые формы, и неблагоприятные исходы. Во-первых, сократился инкубационный период — с двух недель, как при первых штаммах, до нескольких дней. Во-вторых, быстрее нарастает тяжесть заболевания. И если в первой волне мы говорили, что коронавирус опасен для лиц пожилого возраста, то сейчас видим, что болеют все более молодые люди и дети.
— Несмотря на то, что мир уже два года живет с коронавирусом, многие по-прежнему считают, что он не опаснее гриппа, панику вокруг него раздули и стараются на этом заработать. Насколько это мнение оправданно?
— Когда пошла первая волна, даже в своем профессиональном сообществе мы обсуждали, что страшнее: грипп или коронавирус. И поначалу отдавали пальму первенства гриппу. Но когда прошло уже больше двух лет, можно говорить о том, что covid-19 — это далеко не банальная инфекция. На протяжении всего времени коронавирусная инфекция преподносит неприятные сюрпризы, меняет лицо. Мы понимаем, что коронавирус вызывает поражение не только респираторного тракта, но и стенок сосудов, вызывая системное расстройство кровотока и поражение различных органов. К сожалению, показатель летальности у covid-19 оказался в 20 раз выше, чем у гриппа: 2% в среднем по миру против 0,1% при гриппе.
— Но раз коронавирус постоянно мутирует, можно ли говорить об эффективности вакцин и лекарств от него?
— Меняется вирус, меняются и версии лечения. Если в самом начале Минздрав рекомендовал комбинацию лопинавира и ритонавира — препаратов, используемых для лечения ВИЧ-инфекции, то сейчас на первое место выступают лекарственные препараты с прямым противовирусным действием.
— Это же не новые разработки?
— Да, по сути, они разрабатывались десятилетия назад как противогриппозные. Тот же фавипиравир и его торговые наименования («Авифавир», «Арепливир», «Коронавир» и др.). Задача таких препаратов — помочь избежать тяжелых последствий болезни. Наши уральские ученые создали противовирусный препарат для лечения тех же респираторных легочных инфекций — «Триазавирин», который в 2021 году вошел в федеральные клинические рекомендации Минздрава России по лечению гриппа и ОРВИ.
— В чем отличие «Триазавирина» от других препаратов c прямым противовирусным действием?
— Наш университет проводил испытания триазавирина при лечении и профилактике COVID-19. Симптомы болезни проходят быстрее, особенно если лечение начато в ранние сроки. В ряде случаев триазавирин реже вызывает осложнения, и прежде всего со стороны печени. И как бы ни изменялся вирус, противовирусные препараты прямого действия способны воздействовать на этапы его жизненного цикла, снижая способность к размножению. Поэтому такие препараты, скорее всего, должны быть эффективны и при появлении новых штаммов.
— За два года ученые доработали лекарства, придумали вакцину. Появились ли дополнительные способы, которыми можно себя обезопасить, чтобы не заболеть?
— На самом деле принципиально ничего не поменялось, но люди расслабились и перестали ощущать опасность, которую не видно. Во-первых, необходим высокий уровень ответственности. Нельзя подвергать опасности окружающих, даже если сам болеешь в легкой форме. Во-вторых, продолжать использование антисептиков и ношение масок. Люди, откровенно говоря, далеко не всегда придерживаются этих мер. В-третьих, вакцинация. Есть такой миф, что нужно переболеть и тогда вакцина не нужна. Но давайте тогда так говорить и о дифтерии, столбняке, полиомиелите, кори. Что, в XXI веке будем руководствоваться принципами естественной иммунизации? Далеко не каждый организм может самостоятельно справиться с инфекцией без ущерба для себя. Как только мы откажемся от вакцинации, человечество однозначно сделает несколько шагов назад.
Да, практика показывает, что вакцинация не дает стопроцентной гарантии от заражения коронавирусом. Но так происходит с любым заболеванием, в том числе упомянутыми выше полиомиелитом и корью. Просто болезнь протекает в более легких формах, без тяжелых форм и тем более летальных исходов.
— То есть в любом случае шанс заболеть коронавирусом есть у всех. Что делать, если носишь маску, сделал прививку, но все равно появились симптомы коронавируса?
— Лечение необходимо начинать при первых симптомах, даже если вы не знаете результатов теста. Для этого подходят этиотропные препараты, которые борются непосредственно с вирусами, такие как «Триазавирин». Спектр действий таких препаратов направлен на борьбу со всеми РНК-содержащими вирусами — ОРВИ, гриппом, COVID-19.
Источник: 66.Ru