Telegram, ВКонтакте, Одноклассники
Telegram, ВКонтакте, Одноклассники
При подготовке будущих врачей необходимо закладывать фундамент знаний на 15-20 лет вперед
Современное образование предполагает работу на опережение, уверена ректор Уральского государственного медицинского университета (УГМУ) Минздрава России академик Российской академии наук Ольга Ковтун. Причем речь идет не только о пополнении штата больниц, но и о новых тенденциях в развитии науки и здравоохранения.
— Профессиональные навыки, конечно, остаются ключевыми, но медику необходим широкий спектр компетенций, ведь каждый врач — это исследователь, — говорит Ольга Ковтун.
УГМУ стабильно входит в топ-100 университетов России по версии рейтингового агентства RAEX. В настоящее время на правах вуза-кандидата Уральский медуниверситет участвует в стартовавшей в 2021 году программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», которая нацеливает вузы в том числе на опережающее развитие научной деятельности, формирование прорывных направлений. В УГМУ действует более десятка молодежных научных лабораторий и исследовательских центров. Зачем студентам погружаться в науку и как это скажется на развитии медицины в регионе? Эти и другие вопросы мы обсудили с ректором УГМУ на деловом завтраке в «Российской газете».
Ольга Петровна, ориентация на научную деятельность не разрушает классическую модель подготовки медиков?
Ольга Ковтун: Наоборот, хорошо дополняет. Ведь традиционные подходы никуда не ушли, а медицинское образование трансформируется, наполняется новым содержанием. При этом неизменным остается главное — подготовить квалифицированного сотрудника, наделенного профессиональными компетенциями. В каждого нашего выпускника мы закладываем фундамент знаний на 15-20 лет вперед, фактически формируя медицину будущего. Почему? Потому что мы должны работать на опережение. Посмотрите, как за последние годы далеко шагнула генетика, как совершенствуются биотехнологии. И, обучая специалистов, университет не должен отставать ни на шаг.
Расскажите, пожалуйста, поподробнее о молодежных лабораториях.
Ольга Ковтун: Сейчас их 12, на подходе как минимум еще пять. Молодежные лаборатории охватывают наиболее востребованные и перспективные направления. К примеру, огромный вклад в лечение детей внесла лаборатория генетических исследований при острых лимфобластных лейкозах (злокачественное заболевание крови).
Наш регион очень сильно продвинулся в лечении таких ребятишек. Мы даже способны составить конкуренцию Европе. Выживаемость маленьких пациентов с раком крови у нас достигает 85 процентов. Но необходимо искать более эффективные пути. Глубокое исследование генетического фона заболевших лейкозом детей позволяет подобрать индивидуальную терапию. Деятельность лаборатории на этом и сконцентрирована. Разработки получили высокую оценку в Российской академии наук и Министерстве науки и высшего образования РФ. Нам выделили грант в 15 миллионов рублей на продолжение исследований.
Еще одна лаборатория занимается созданием биодеградируемых, биосовместимых материалов. Это прорыв в хирургии, травматологии, ортопедии, стоматологии. Сейчас при травме или деформации костей скелета после оперативного лечения онкобольному в кость устанавливают металлический стержень. Костная ткань восстанавливается, и стержень требуется убрать. А это новая операция, наркоз, дополнительный стресс. Поэтому во всем мире востребованы так называемые биодеградируемые искусственные импланты, совместимые с организмом человека.
Сотрудники нашей лаборатории вместе с коллегами из Томского университета разработали инновационный материал — никелид титана с добавлением серебра. Мы проводим доклинические исследования на животных: ставим протезы из этого материала и наблюдаем за реакцией. Проект поддержали государственным грантом, мы смогли докупить оборудование, тест-системы и т. д.
Студенты медуниверситета уже во время учебы получают патенты, причем не мифические, а реальные, находящие применение в клинической практике. Пациенты, с которыми работали наши ребята, возвращаются к жизни. Вы знаете, как для медика, особенно будущего, важна возможность самореализации. И наш вуз способен ее дать.
С какого курса студенты подключаются к исследованиям?
Ольга Ковтун: С первого. Понятно, что мы начинаем с азов. А после третьего курса все теоретические наработки проверяются на практике — в клинической медицине. Тем, кто наиболее успешен: хорошо учится, участвует в исследовательской деятельности, — предлагаем более тесное сотрудничество. С 2023 года планируем принимать лучших студентов на работу на должность исследователя-стажера.
Но врач не только исследователь, но и специалист, способный понимать больного, сочувствовать ему. Эмпатии тоже можно научить?
Ольга Ковтун: Безусловно. У нас есть волонтерская школа. В пандемию более 2000 студентов помогали пожилым людям, доставляли лекарства, работали в госпиталях. Сейчас ребята поддерживают юных пациентов с тяжелыми заболеваниями. В частности, в детской областной больнице волонтеры организуют праздники, конкурсы. Пройдя такую школу, будущие медики меняются, понимают, как трансформирует человека сопереживание.
Тест на эмпатию — умение разговаривать с больным, быть терпеливым и внимательным — входит в испытания при аккредитации каждого молодого врача. Здравоохранение — единственная отрасль, которая ввела аккредитацию. Помимо госэкзаменов в вузе, выпускникам нужно пройти проверку у профессионального сообщества. Заданий много: важно продемонстрировать на симуляторах свои навыки, решить клиническую задачу и пообщаться с капризными пациентами (их роль талантливо исполняют актеры). За ходом аккредитации наблюдают руководители медучреждений, затем они выступают в качестве работодателей.
Какие направления выбирают ваши выпускники?
Ольга Ковтун: Если выпускники не поступают в ординатуру, они чаще, чем в предыдущие годы, сразу после вуза идут в поликлиники. А в ординатуре у нас почти 70 специальностей — выбор огромный, и перечень постоянно пополняется.
В этом году в УГМУ окончили обучение 700 с лишним человек. Когда, по-вашему, в Свердловской области удастся решить проблему нехватки врачей?
Ольга Ковтун: В 2023-м мы выпустили не только 750 врачей и провизоров, но и 450 ординаторов. Сведения о свободных вакансиях врачей постоянно обновляются. По данным на июнь, в области не хватает чуть более тысячи специалистов. Эта проблема решается, но полностью, на сто процентов, от нее сложно избавиться. Ветераны уходят на пенсию, появляются новые больницы, новые направления развития здравоохранения, и это бесконечный процесс. Кстати, на итоговой коллегии Минздрава прозвучала информация: Свердловская область находится в зеленой зоне по показателям трудоустройства выпускников. Мы рассчитываем, что каждый наш выпускник сможет на основе компетенций, полученных в университете, реализовать себя, выстроить индивидуальную траекторию профессионального роста и в Свердловской области, и в целом в России.
Насколько тесной, на ваш взгляд, должна быть связь медицинского вуза с минздравом региона, отвечающим за обеспечение больниц кадрами?
Ольга Ковтун: Эта связь должна быть прочной — так в Свердловской области было всегда. Только восемь из 49 медицинских вузов страны готовят специалистов совместно с регионом. Я имею в виду программу губернаторского набора студентов-целевиков. Уральский опыт — уникальный. Мы дорожим этой программой. Ребята поступают к нам из отдаленных территорий. Для них создают особые условия учебы, практики, они все шесть лет обучения общаются с будущими работодателями, врачебными коллективами, в которые затем придут. Такие студенты связаны обязательствами и должны после окончания вуза не менее трех лет отработать в определенной больнице. А если целевик окончил ординатуру и обучение оплатил минздрав, контракт составляют на пять лет.
Студенческая практика — еще одна из форм взаимодействия с медицинскими организациями. Ребята с разных курсов объединяются в отряды и выезжают в Асбест, Нижний Тагил, Березовский. Каждый занимается своим делом: студенты после первого курса ухаживают за больными, более старшие проходят сестринскую практику, работают помощниками врачей. Это очень важный процесс, поскольку подготовка у нас практикоориентированная — мы должны выпустить специалиста, освоившего максимум практических навыков во время учебы.
Студентам платят за работу? Стройотряд все-таки…
Ольга Ковтун: Главные врачи трудоустраивают членов медицинских отрядов. В Асбесте, например, муниципалитет берет на себя даже расходы на проживание. Коллективы медучреждений очень хорошо принимают ребят, ждут их приезда.
Источник: Российская газета