Дети – самое дорогое и хрупкое, что у нас есть 01-06-2023 Новости

1 июня, в день защиты детей, мы поговорили  с заведующей кафедрой детской хирургии УГМУ, доктором медицинских наук Натальей Александровной Цап

«20 лет уже прошло с тех пор, как врач из девятой детской больницы поднял моего сына на ноги. После тяжёлой травмы позвоночника, инвалидности мой уже взрослый сын не только ходит, но и живёт полноценной жизнью»

«Травматолог в ДГБ 9 оперировал мою дочь по поводу тяжёлой черепно-мозговой травмы. Спустя десять лет о травме напоминает только рубец на голове» — как приятно врачам слышать такие отзывы родителей, но нужно понимать, что за ними стоит: это часы в операционных, а затем недели и месяцы для реабилитации ребёнка. И далеко не каждый ребёнок после тяжёлых травм может вернуться к прежней жизни без последствий.

— Наталья Александровна, как часто дети в летние каникулы получают травмы?

— Лето – это, безусловно, «горячая пора» для детских хирургов и в принципе для всех детских врачей. Открытые окна, велосипеды, самокаты, купание без присмотра взрослых, особенно с нырянием в необорудованных местах, прогулки в лесах и лесопарках также без взрослых, без соответствующей защитной одежды, когда ребёнок может и потеряться, и быть покусан клещами – всё это те факторы риска, от которых детей нужно беречь во время каникул.

— Количество детских травм измеряется тысячами?

— К сожалению, да. Если только в девятую детскую больницу каждый год с травмами обращаются более 25 тысяч детей, а это самые тяжёлые случаи, то можете судить сами. Конечно, это статистика за весь год, но я подчёркиваю, что ситуации с падением детей из окон, с деревьев, с крыш гаражей, утопления – это более характерно для летнего времени. Тем более, когда на улице стоит такая жара, как сейчас. И это, к сожалению, самые тяжёлые дети.

— Сколько их?

— Каждый год в ДГКБ 9 после выпадения из окон госпитализируют около 50 детей. Иногда больше. Но есть и случаи, которые порой не доезжают до нас – это когда ребёнок погибает сразу на месте травмы.

— Сколько времени может уйти на реабилитацию ребёнка после того как он, например, выпал из окна?

         — На это может уйти несколько месяцев, а иногда и вся жизнь. Бывает так, что ребёнку после такой травмы требуется несколько операций, а потом мы его заново учим ходить, говорит, то есть учим всем тем навыкам, которые у него были раньше. А если речь идёт о школьнике? Казалось бы, на какую-то оплошность взрослых, недосмотр нужно всего несколько критических минут, а потом всю жизнь за это расплачиваться – думаю, никто из родителей не готов к такому сценарию.

         — В детских травмах всегда виноваты взрослые?

         — Мы, детские хирурги, считаем, что в подавляющем большинстве детских травм виноваты взрослые – это недосмотр за маленькими детьми, или всё та же невнимательность взрослых и неорганизованный досуг у более старших детей.

         — Сейчас часто любят вспоминать СССР и то, что дети в то время были более самостоятельными, и с ними якобы ничего никогда не случалось. Что Вы можете сказать по этому поводу?

         — Вы знаете, человеческая память склонна помнить хорошее, вот такая у неё особенность. Да, тогда не было пластиковых окон с сетками, держась за которые сейчас чаще всего выпадают дети. Но и тогда тоже были тяжёлые травмы, в том числе и из-за падений. Но во времена СССР не было и столько автотранспорта, не было электросамокатов, скутеров, квадроциклов. Так что, на мой взгляд, дело здесь не в самостоятельности детей того времени, а в том, что сейчас факторов риска для них стало в разы больше. А, значит, более внимательными должны быть мы, взрослые.

         — В том числе учить с детьми правила дорожного движения?

         — Не только учить правила, но и показывать их знание на собственном примере. Если мама с папой бегают на красный свет светофора и говорят ребёнку о том, что «так нельзя, но когда ты со мной, то можно», то и ребёнок в следующий раз тоже пойдёт или побежит на красный. Нужно проговаривать детям совсем другое: вот мы подошли к дороге, горит зелёный свет, но мы всё равно посмотрели – не едут ли машины, все ли остановились и только тогда мы идём. Так ребёнок запомнит и, скорее всего, не будет нарушать тогда, когда пойдёт один.

         — Ещё одна проблема летних каникул: у ребёнка болит живот. В любом ли случае нужно обращаться к хирургу?

 

         — Острую боль в животе у детей могут вызывать не только хирургические заболевания. Боль в животе может появиться на фоне высокой температуры, если ребёнок в это время переносит то же ОРВИ. Нередко при повышении температуры выше у ребенка возникает воспаление в лимфатических узлах, в том числе, и в тех, которые находятся в брюшной полости. Это называется мезаденит, а боль в животе провоцируют увеличенные лимфоузлы, которые вызывают растяжение брюшины. Чаще такое состояние возникает в возрасте 3-5 лет, оно не требует операции, но требует наблюдения со стороны врача-педиатра. Боль в животе у ребёнка может быть и при пневмонии – воспалении лёгких, которое, как и ОРВИ, не исключено даже в такую жаркую погоду. Здесь всё решает внимательность родителей и своевременное обращение за медицинской помощью. Ситуация, когда ребенок чем-то болеет у бабушки в деревне или в саду без должной помощи и обследования, а родители в  это время работают, нередка, но это неправильно. Если ребенок заболел – мама и папа должны найти время на то, чтобы показать его грамотному квалифицированному врачу.

         — Когда чаще всего детям при болях в животе нужна помощь хирурга?

 

         — Самые частые причины «острого живота» у детей, когда им требуется наша помощь – это острый аппендицит и различные виды кишечной непроходимости, а также травмы органов брюшной полости, гинекологические и урологические заболевания.

         — Родитель сам может как-то сориентироваться насчёт диагноза и того, стоит ли ехать в больницу?

 

         — Конечно, нет. Важно помнить ещё вот что: маленькие дети не всегда чётко могут указать место – где именно у них болит. А более старшие дети наоборот: по причине своей стеснительности не показать это место намеренно. Это бывает при гинекологических заболеваниях у девочек, травмах половых органов, травмах с повреждениями органов брюшной полости – особенно если ребёнок не хочет расстраивать родителей или боится, что его будут ругать.

— Какой совет здесь можно дать родителям?

 

Как и при любом другом заболевании ребенка самое главное для родителей – сохранять спокойствие и своим действием или бездействием не нанести вред ребенку вред. Конечно, не стоит ребёнка ругать или пугать. Если боль в животе ещё только появилась, она не интенсивна, то не стоит сразу же вызывать скорую помощь. Для облегчения состояния ребенку можно однократно дать возрастную дозировку спазмолитиков. Анальгетики давать не следует, потому что после их приёма мы не увидим чёткой симптоматики. Если после приёма спазмолитиков боль проходит бесследно в течение 30-60 минут, то ребёнка в ближайшие дни нужно показать врачу-педиатру или гастроэнтерологу: определить причину боли, провести лечение, наладить диету. Но если через час, два или три боль в животе не исчезает, то родителям стоит обратиться к хирургу в поликлинику по месту жительства или вызвать скорую помощь. Дети – это и правда самое дорогое, что у нас есть, и мы обязаны сделать всё, чтобы сберечь их здоровье.

← Вернуться к списку новостей
Контакты УГМУ
Общий отдел 620028, г.Екатеринбург,
ул. Репина, 3
(343) 214 86 71,
E-mail: usma@usma.ru
Приемная комиссия 620109, г.Екатеринбург,
ул. Ключевская, 17
тел. (343) 214 85 45, 8 800 222 8545
E-mail: priem@usma.ru