Стандартные операционные процедуры, регламентирующие работу локального этического комитета

СТАНДАРТНЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, регламентирующие работу локального этического комитета ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России
(620028, г. Екатеринбург, ул. Репина, 3)

Настоящие стандартные процедуры разработаны на основании положений действующих нормативно-правовых актов РФ и основных международных норм по проведению клинических исследований, признанными в РФ:
— Декларацией Генеральной Ассамблеи Международной медицинской ассоциации, принятые в Женеве в 1948 г.;
— Хельсинской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Рекомендации для врачей, занимающихся биомедицинскими исследованиями с участием людей», принятая 18-й Всемирной медицинской ассамблеей, Финляндия, 1964 г. и пересмотренная Япония, 1975 г.; Италия, 1983 г.; Гонконг, 1989 г.; Южно — африканская республика, 1996 г.; Эдинбург, 2000 г., Сеул, 2008 г., Форталеза, 2013 г.
— Международным стандартом по проведению клинических испытаний ICH GCP (R2);
— Европейской конвенцией о защите позвоночных животных, используемых для экспериментов или в иных научных целях (European Convention for the Protection of Vertebrate Animals used for Experimental and Other Scientific Purposes, 18.03.1986);
— Правилами надлежащей клинической практики Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 79, включая Приложение 11 регламентирующее новый подход к представлению информации по безопасности в ходе клинических исследований;
— Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
— Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» с последними изменениями-ГОСТ Р ИСО 14155-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Клинические исследования. Надлежащая клиническая практика» Приказ Ростехрегулирования от 04.06.2014 N 497-ст), раздел 9.4
— Федеральным законом РФ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных (редакция от 2018 года);
— Федеральным законом от 31.05.2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;
— Федеральным Законом от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»;
— Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.09.2005 N 232-ст «Об утверждении Национального стандарта РФ «Надлежащая клиническая практика. ГОСТ Р 52379-2005»;
— Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.04.2016 N 200н «Об утверждении Правил клинической практики в Российской Федерации;
— Письмом Департамента госконтроля лекарственных средств и медицинской техники Минздрава РФ от 25.02.2003г. №294-22/34 «О проекте «Положения, регламентирующего деятельность Этических комитетов медицинских учреждений при проведении клинических исследований лекарственных средств»;
— Письмом Департамента государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники Минздрава РФ от 23 августа 2001 г. N 291-22/101 «О локальных этических комитетах»;
— Распоряжением ВАК РФ «О порядке проведения биомедицинских исследований у человека», опубликованным в Бюллетене ВАК (2002, № 3);
— Другими действующими международными нормативными актами и актами Российской Федерации, относящиеся к деятельности комитетов по этике и проведению клинических исследований.

1. Порядок предоставления заявок и документов на проведение этической экспертизы

1.1. Для получения разрешений на проведение биомедицинских исследований заявитель должен предоставить в локальный этический комитет всю документацию, необходимую для тщательного анализа этической стороны планируемого исследования,
— письмо заявителя с просьбой провести экспертизу представленных документов на имя председателя ЛЭК;
— брошюру исследователя;
— протокол исследования и поправки к протоколу;
— информацию для пациента и форму письменного информированного согласия, а также их последующие редакции;
— сведения об исследователе, подтверждающие его квалификацию (CV исследователя);
— материалы для привлечения испытуемых к участию в исследовании;
— письменные материалы, которые будут предоставлены субъектам исследования;
— информацию о безопасности исследуемого препарата;
— информацию о выплатах и компенсациях испытуемым;
— сведений о медицинских организациях, в которых предполагается проведение клинического исследования (полное и сокращенное наименования, организационно-правовая форма, место нахождения и место осуществления деятельности, телефон, телефакс, адрес электронной почты для каждой медицинской организации;
— сведений о предполагаемых сроках проведения клинического исследования;
— копи договора обязательного страхования, заключенного в соответствии с типовыми правилами обязательного страхования, с указанием предельной численности пациентов, участвующих в клиническом исследовании;
— информации о составе лекарственного препарата.
1.2. ЛЭК УГМУ может запросить и другие документы, которые могут потребоваться ему для исполнения своих обязанностей.
1.3. Сроки подачи документов для одобрения исследования на очередное заседание — не менее чем за пять рабочих дней до заседания.
1.4. Документы принимаются секретарем ЛЭК УГМУ и регистрируются, а также рассылаются членам ЛЭК для экспертизы исследований.
1.5. Для первичного одобрения документы направляются в ЛЭК в письменном виде и дублируются в электронном, минимальный срок подачи за 5 рабочих дней до заседания ЛЭК, в случае более позднего поступления документов вопрос о возможности рассмотрения согласуется с председателем ЛЭК, который исходит из наличия возможности проведения качественной этической экспертизы; в случае наличия документов для ускоренного рассмотрения секретарь ЛЭК УГМУ оповещает членов ЛЭК УГМУ повторно.
1.6. При последующих подачах допускается подача документов только на электронном носителе (диске), который приобщается к хранимым в архиве ЛЭК УГМУ документам по данному исследованию, срок подачи документов для ускоренного рассмотрения и утверждения/одобрения незначительных изменений для исследований, ранее утвержденных/одобренных ЛЭК УГМУ может быть сокращен до одного рабочего дня до заседания ЛЭК УГМУ по согласованию с председателем ЛЭК УГМУ;
1.7. Переписка с ЛЭК УГМУможет быть осуществлена как письменном виде, так и по e-mail: lec@usma.ru

2. Процедура рассмотрения документов

2.1. Представленные документы рассматриваются локальным этическим комитетом не позднее 1 месяца со дня их подачи.
2.2. График заседаний локального этического комитета устанавливается председателем комитета. С 1 июля по 31 августа заседания не проводятся в связи с отпуском большинства членов ЛЭКа.
2.3. Заседание считается действительным при наличии кворума не менее 5 человек от списочного состава. Решение по исследованию может быть принято при присутствии должного количества участников ЛЭК (наличие кворума) без учета качественного состава присутствующих членов ЛЭК УГМУ.
2.4. Заседание локального этического комитета протоколируется.
2.5. Только те члены локального этического комитета, которые принимают непосредственное участие в рассмотрении документации по исследованию и его обсуждении, могут участвовать в голосовании и давать рекомендации по вопросу разрешения/одобрения на проведение исследования.
2.6. Заявитель приглашается на заседание ЛЭК УГМУ, рассмотрение материалов исследования при отсутствии заявителя возможно, вопрос выносится на голосование членов ЛЭК УГМУ и решается простым большинством голосов.
2.7. В случае необходимости на заседание ЛЭК могут быть затребованы необходимые дополнительные документы от заказчика (спонсора), исследователи для представления информации по любым аспектам исследования.
2.8. Член ЛЭК УГМУ не имеет права принимать участие в обсуждении и голосовании, если он имеет какое-либо отношение к исследованию. По требованию ЛЭК УГМУ такой член может представить интересующую ЛЭК УГМУ информацию об исследовании. В голосовании не участвуют руководители и научные консультанты исследований, рассматриваемых ЛЭК УГМУ, которые проводятся аспирантами и сотрудниками УГМУ.
2.9. ЛЭК УГМУ может прибегать к помощи независимых экспертов по социальным и другим вопросам.
2.10. При отсутствии заявителя на заседании ЛЭК УГМУ представленные на экспертизу материалы исследований докладываются председателем или секретарем и после обсуждения членами ЛЭК УГМУ формулируется окончательное решение.
2.11. Повторное рассмотрение документов на заседании ЛЭК осуществляется после устранения заявителем отмеченных членами ЛЭК замечаний.
2.12. В процессе исследования ЛЭК периодически рассматривает документацию с частотой, зависящей от степени риска испытуемых, но не реже одного раза в год.
2.13. ЛЭК УГМУ обязан хранить документацию (стандартные процедуры, списки членов, представленные на рассмотрение документы, протоколы заседаний и корреспонденцию) не менее трех лет после завершения исследований и предоставлять ее по требованию разрешительных инстанций.
3. Процедуры экспертной оценки документов

Приоритетными задачами ЛЭК являются определение соответствия планируемых и текущих клинических исследований установленным этическим требованиям.
Рассматриваются и выносятся заключения по следующим документам:
— брошюра исследователя;
— протокол исследования и поправки к протоколу;
— информация для пациента и форма письменного информированного согласия, а также их последующие редакции;
— CV исследователя;
— материалы для привлечения испытуемых к участию в исследовании;
— письменные материалы, которые будут предоставлены субъектам исследования.
Для вынесения аргументированного заключения по этическим аспектам планируемого исследования, эксперты ЛЭК обязаны:
3.1. Убедиться в том, что информация, представленная заявителем, достаточна для того, чтобы высказать обоснованное суждение о соотношении между риском и пользой для испытуемых;
3.2. Проанализировать оправданность предсказуемого риска и других нежелательных последствий для участников исследования по сравнению с ожидаемыми для пациента и других лиц результатами;
3.3. Оценить возможную пользу для пациента от участия в исследовании;
3 4. Убедиться в том, что потенциальная эффективность, риск и неудобства от применения нового метода лечения или препарата сравниваются с лучшими из уже существующих диагностических и терапевтических средств или схем лечения;
3.5. Убедиться в компетентности и соответствующей квалификации исследователей на основании их curriculum vitae на настоящий момент и/или другой необходимой документации, полученной по запросу ЛЭК,
3.6. Убедиться в отсутствии заинтересованности исследователей;
3.7. Определить, соответствует ли исследовательский центр необходимым требованиям для проведения планируемого исследования;
3.8. Убедиться в отсутствии заинтересованности или принуждения испытуемых;
3.9. Оценить адекватность и условия компенсации и/или лечение, на которые испытуемый может рассчитывать в случае нанесения вреда его здоровью в ходе исследования.
3.10. В случае если согласие на участие субъекта в исследовании, не связанном с лечением, дает его законный представитель ЛЭК должен убедиться, что представленный протокол и (или) другая документация полностью отражают клинические вопросы и соответствует этическим и другим применимым требованиям к подобным клиническим исследованиям.
3.11. В случае если в протоколе указывается на невозможность получения согласия на участие в исследовании у субъекта исследования или его (ее) законного представителя в до момента включения субъекта в исследование (например, при неотложном состоянии), ЛЭК должен убедиться в том, что представленный протокол и (или) другая документация полностью отражает клинические вопросы и соответствует этическим и другим применимым требованиям к подобным клиническим исследованиям.
3.12. ЛЭК рассматривает размер и порядок выплат субъекту исследования, чтобы убедиться в отсутствии необоснованной заинтересованности или принуждения субъектов исследования. Размер выплат субъектам исследования может быть пропорционален их участию в испытании, но не должен зависеть исключительно от того, завершил ли субъект исследование полностью или нет.
3.13. ЛЭК должен убедиться в том, что информация, касающаяся выплат субъектам исследования, включая способы, размер и порядок выплат, отражена в письменной форме информированного согласия и в любых других предоставляемых субъектам исследования материалах. Должно быть указано, каким образом будет определен размер выплат.

ЛЭК может одобрить проведение исследования только в том случае, если потенциальная польза для испытуемых превышает все известные и предсказуемые виды риска для них.
После одобрения ЛЭК материалов исследования недопустимо изменение Протокола без предварительного одобрения его ЛЭК (за исключением изменений, направленных на устранение угрозы здоровью испытуемых, или когда они касаются только административных и материально-технических аспектов исследования, например, замена исследователя, изменение номера телефона и т. д.).
В случаях, если исследователь отклонился от Протокола с целью устранения непосредственной опасности, угрожающей испытуемым, он в кратчайшие сроки должен представить описание допущенного отклонения с указанием причин изменения, а при необходимости и поправки к Протоколу.
Исследователь должен своевременно сообщать в ЛЭК о следующих событиях:
— об отклонениях от протокола или изменениях протокола с целью устранения непосредственной опасности, угрожающей испытуемым;
— об обстоятельствах, увеличивающих степень риска для испытуемых и/или существенно влияющих на проведение клинического испытания в целом;
— обо всех непредвиденных серьезных побочных эффектах исследуемого препарата;
— о появлении новых данных, которые могут свидетельствовать об увеличении риска для испытуемых и повлиять на ход исследования в целом.

4. Порядок принятия решений

4.1. Заседание ЛЭК, посвященное обсуждению этических аспектов исследований, должно заканчиваться принятием решения.
Возможны следующие варианты решения:
— одобрение на проведение исследования;
— требование о внесении изменений/дополнений в представленную документацию для получения одобрения исследования;
— отказ в одобрении на проведение исследования с указанием мотивов отказа;
— отмена/приостановление ранее одобренного исследования;
— передача полномочий по экспертизе в Независимый междисциплинарный Комитет по этической экспертизе клинических исследований.
4.2. Когда требуется произвести незначительные исправления в представленных документах или представить недостающий документ незначительной важности, ЛЭК УГМУ может одобрить проведение исследования и поручить Председателю ЛЭК УГМУ утвердить документ после предоставления заявителем недостающей информации.
4.3. Локальный этический комитет может одобрить проведение исследования на клинической базе до получения одобрения Национального Этического комитета и поручить Председателю ЛЭК утвердить документ после предоставления заявителем копии письменного одобрения исследования Национальным Этическим Комитетом.
4.4. Решение принимается при наличии кворума, определяемого как участие в голосовании не менее 5 человек, либо большего нечетного числа участников заседания.
4.5. В голосовании не могут принимать участие:
— члены ЛЭК, являющиеся участниками исследования или заинтересованные в нем;
— руководители и научные консультанты исследований, рассматриваемых ЛЭК УГМУ, проводимые сотрудниками, аспирантами и соискателями УГМУ.
— независимые эксперты.
4.6. Если решение ЛЭК принято не единогласно, особое мнение меньшинства членов ЛЭК записывается в Протоколе заседания и доводится при необходимости до сведения исследователя вместе с решением, принятым большинством голосов членов ЛЭК.
4.7. До тех пор, пока исследователь не получил документа о разрешении/одобрении на проведение клинического испытания, ни один испытуемый не может быть включен в исследование.

5. Процедура извещения заявителя о принятом решении
5.1 ЛЭК УГМУ своевременно в письменном виде сообщает заявителю о своих решениях, касающихся проведения биомедицинского исследования.
5.2. Заявитель информируется о решении ЛЭК УГМУ в 10-дневный срок после заседания ЛЭК УГМУ.
5 3. Письменное извещение заявителю должно содержать четкое изложение принятого ЛЭК решения, а также любые рекомендации, особые мнения или дополнительные требования, которые ЛЭК сочтет необходимым приложить к своему решению.
5.4. В случае отказа в одобрении на проведение исследования в документе должно содержаться четкое изложение причины отказа, дата и подпись председателя ЛЭК или в его отсутствие — заместителя председателя.

6. Процедура обжалования решений.
6.1. Если заявитель не согласен с отказом ЛЭК одобрить проведение клинического исследования или изменения документации исследования, он может потребовать:
— повторного рассмотрения документов с приглашением его на заседание НЭК для аргументированного объяснения своей позиции;
— назначения независимых экспертов на основании взаимной договоренности.

7. Оформление протокола заседания локального этического комитета
7.1. Все заседания ЛЭК УГМУ протоколируются секретарем.
7.2. Протокол заседания ЛЭК УГМУ составляется не позднее 3 дней после проведения заседания.
7.3. В протоколе заседания ЛЭК УГМУ указываются: повестка дня, краткое изложение обсуждавшиеся вопросов и принятые решении.
7.4. Протокол заседания ЛЭК УГМУ подписывается председателем и секретарем ЛЭК УГМУ.

8. Оформление выписки из протокола заседания локального этического комитета
8.1. При необходимости исследователю предоставляется выписка из протокола заседания локального этического комитета. Выписка оформляется секретарем ЛЭК УГМУ.
8.2. В выписке из протокола заседания ЛЭК УГМУ указываются: повестка дня и принятые решении.
8.3. Выписка из протокола заседания ЛЭК УГМУ подписывается председателем и секретарем ЛЭК УГМУ.
8.4. В случае изменения названия диссертационного исследования при сохранении того же протокола исследования по согласованию с председателем ЛЭК может быть выдана справка об одобрении исследования с комментарием, что изменение названия не повело к изменению сути рассмотренного исследования. Для выдачи соответствующего документа необходима подача письменного заявления в ЛЭК УГМУ.

10. Документы, подаваемые в Локальный этический комитет к сведению

10.1. Документы, не требующие одобрения ЛЭК УГМУ, принимаются к сведению, о чем на документе делается соответствующая отметка, ставится подпись, ее расшифровка и дата. Как правило данные документы визируются секретарем или председателем ЛЭК УГМУ, но в случае их отсутствия любой из членов ЛЭК УГМУ может визировать данный документ. Один экземпляр документа с визой, а также пакет документов (на бумажном или электронном носителе) приобщаются к документам по данному исследованию, хранимым в архиве ЛЭК УГМУ.

11. Подача в ЛЭК информации о серьезных нежелательных явлениях

11.1. В обязанности главного исследователя входит уведомление ЛЭК УГМУ о СНЯ, случившемся в центре в течение 30 дней с момента получения информации о СНЯ. Информация принимается к сведению. В случае получения новой информации о СНЯ позже указанного срока подается повторное извещение в течение 30 дней с момента ее получения. В случае отсутствия главного исследователя на рабочем месте информация может быть подана любым со-исследователем. Один экземпляр уведомления ЛЭК о СНЯ хранится в архиве ЛЭК УГМУ вместе с документами по данном исследованию.
11.2. В обязанности главного исследования входит подача в ЛЭК сообщений обо всех непредвиденных серьезных нежелательных лекарственных реакциях; о новых данных, которые могут свидетельствовать о возрастании риска для субъектов исследования или неблагоприятно повлиять на ход исследования и периодических отчетов о безопасности (извещений исследователям — Investigator Notifications, полугодовых SUSAR Listing). Данные сообщения о СНЯ подаются к сведению в ЛЭК УГМУ, о чем секретарь, председатель, а также в их отсутствие любой из членов ЛЭК УГМУ знакомится с документами, делает отметку об их получении, один экземпляр извещения хранится вместе с документами по данному исследованию в архиве ЛЭК УГМУ. Подача сообщений по мере их поступления, но не реже одного раза в 3 месяца.
11.3. Подача отчетов о безопасности осуществляется один раз в шесть месяцев. В случае проведения нескольких исследований по одной и той же молекуле, допустима совместная подача сообщений о СНЯ по нескольким протоколам. Допустима подача на электронном носителе (диске), к диску должно быть приложено сопроводительное письмо. Диск и сопроводительное письмо с отметкой ЛЭК УГМУ о получении хранятся вместе с документами по данному исследованию. Указать, можно ли подавать в электронном виде на диске.
11.4. В случае появления большого количества данных о СНЯ данный вопрос может быть рассмотрен на заседании ЛЭК УГМУ для решения вопроса о возможности дальнейшего проведения исследования.

12. Утверждение состава локального этического комитета

12.1. Председатель и секретарь ЛЭК УГМУ назначаются приказом ректора УГМУ. Состав локального этического комитета избирается на заседании ЛЭК УГМУ по предложению председателя и членов ЛЭК УГМУ и утверждается приказом ректора УГМУ.
12.2. Состав локального этического комитета может быть изменен по предложению кого-либо их членов локального этического комитета или администрации ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России.
12.3. ЛЭК УГМУ должен иметь в своем составе достаточное число лиц, суммарно обладающих необходимым опытом и квалификацией для оценки научных, медицинских и этических аспектов предлагаемого исследования:
а) не менее семи членов;
б) как минимум один член, чьи интересы лежат вне сферы науки;
в) как минимум один член, который не зависит от организации/исследовательского центра.
12.4. Локальный этический комитет должен вести список своих членов с указанием их квалификации, занимаемой должности, места работы и пола. Подтверждение о действующем составе ЛЭК УГМУ выпускается ежегодно и подписывается председателем ЛЭК УГМУ.

13. Утверждение стандартных операционных процедур локального этического комитета

13.1. Стандартные операционные процедуры ЛЭК УГМУ предлагаются, обсуждаются, утверждаются ЛЭК УГМУ и дополнительно согласовываются (но не утверждаются) с ректором ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России.
13.2. Стандартные операционные процедуры ЛЭК УГМУ могут быть изменены и дополнены по мере необходимости. Обновленные стандартные операционные процедуры выносятся на обсуждение и голосование на очередном заседании локального этического комитета.
13.3. ЛЭК УГМУ должен осуществлять свою деятельность в соответствии с письменными стандартными операционными процедурами.

14. Оказание экспертной помощи другим лечебно-профилактическим учреждениям

14.1. При обращении заявителей из других лечебно-профилактических учреждений, не имеющих в своем составе ЛЭК, с просьбой провести экспертизу, порядок предоставления заявок и документов на проведение этической экспертизы и все последующие процедуры соответствуют настоящему документу (СОП).

Данные стандартные процедуры вступают в силу с 2018 г.

Контакты УГМУ
Общий отдел 620028, г.Екатеринбург,
ул. Репина, 3
(343) 214 86 71,
E-mail: usma@usma.ru
Приемная комиссия 620109, г.Екатеринбург,
ул. Ключевская, 17
тел. (343) 214 85 45, 8 800 222 8545
E-mail: priem@usma.ru