Новые знания и компетенции в подготовке будущих врачей 16-07-2024 Мы в СМИ

Интервью с ректором Уральского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения РФ Ольгой Ковтун.

Как собрать в университете эффективную управленческую команду? Почему сегодня в медицинском вузе недостаточно просто подготовить хорошего врача? Надо ли предоставлять передовым факультетам и институтам больше свободы и ответственности? Эти вопросы мы обсудили с ректором Уральского государственного медицинского университета (УГМУ). 

Ольга Петровна, в программе развития университета вы планируете «переход от модели образовательной организации к модели Инновационного, Исследовательского, Цифрового, Глобального медицинского университета». Что содержит каждая из этих характеристик будущего УГМУ? 

Вектор развития университета мы начали разрабатывать еще будучи кандидатом Программы стратегического академического лидерства  «Приоритет 2030». Впервые в истории университета создавался документ с таким далеким горизонтом планирования. Подобных проектов у нас никогда не было, поэтому команда продумала образ УГМУ в будущем. Университет — это ведь всегда история про молодого человека, который приходит получать высшее образование в 17–18 лет и, завершая обучение, программирует свою профессиональную жизнь на годы вперед. Неважно: в области медицины или в любой другой сфере, но это всегда про смыслы, планы на будущее, про траекторию своего дальнейшего развития. 

Образ университета завтрашнего дня формировался, опираясь на прочный фундамент нашей образовательной и научной деятельности. Нашему университету в 2025 году исполнится 95 лет. За эти годы вуз накопил большой арсенал достижений научных школ, огромный багаж образовательных программ, методик, традиций. Пришло время «надстроить» к ним те направления работы, которые соответствуют сегодняшним вызовам. Мы десятилетиями гордились тем, что у нас выстроены все ступени высшего медицинского образования, но в XXI веке всего перечисленного оказалось уже недостаточно. 

Из этого следует, что образ университета будущего напрямую связан с образом выпускника будущего. Помимо качественных профессиональных компетенций, он должен обладать исследовательскими, междисциплинарными, цифровыми, проектно-управленческими навыками. Только так будущий врач, провизор, клинический психолог станет востребованным, конкурентоспособным специалистом. Отсюда и наше стремление сделать университет инновационным, глобальным, исследовательским — в нем должна быть прочная связка образования с наукой и технологиями. 

Миссия университета при этом остается прежней?

Безусловно! Никто с нас не снимал государственной задачи — готовить высококвалифицированные медицинские и фармацевтические кадры. Миссия, которую мы исповедуем на протяжении 95 лет, — преумножение человеческого капитала, — теперь будет осуществляться за счет научно-технологического развития, генерации новых знаний и внедрения инноваций. Всё это необходимо для выполнения задачи по сохранению здоровья населения, которая поставлена перед системой здравоохранения Президентом страны.

Что для Вас значит быть университетом — лидером в своей отрасли?

Среди 49 медицинских и фармацевтических вузов страны мы должны удерживать свои крепкие позиции. Количество медицинских факультетов, институтов увеличивается, конкуренция за абитуриентов усиливается, поэтому нам приходится четко оценивать свое место и роль в отрасли.

К теме внутриотраслевой конкуренции мы еще вернемся. А пока давайте подробнее рассмотрим образ выпускника будущего. Вы считаете, что ему необходимы навыки проектного управления, междисциплинарного и исследовательского поиска и тому подобное. Зачем всё это будущему врачу? Для пациента же главное, чтобы он был хорошим грамотным доктором.

Справедливый вопрос и аргумент. Так вот, сегодня, чтобы быть тем самым хорошим врачом, профессионалом в области медицины, нужно обладать знаниями о современных сквозных, критических технологиях, искусственном интеллекте, генетической и бионической инженерии и многом другом, что напрямую или смежно связано со здоровьем людей. Посмотрите: большинство нобелевских лауреатов за последние годы — это ученые, которые достигли признания и работают на стыке наук.

В здравоохранении сейчас активно продвигают цифровизацию, все федеральные электронные системы, задействованные в отрасли, вертикально интегрированы. Медицинские организации заинтересованы не только в том, чтобы внедрять цифровые технологии, но и в том, чтобы к ним приходили выпускники со знаниями IT. Поэтому мы открыли в вузе цифровую кафедру, где студенты обучаются, начиная с третьего курса. Темы проектов, разрабатываемых на цифровой кафедре, продиктованы запросами врачей, больниц. Уверена, что осваиваемые компетенции помогут студентам-медикам быть на острие передовых технологий.

В этом году цифровая кафедра выпускает более 700 человек. Все они получают диплом о профессиональной переподготовке по программе «Информационные технологии и цифровая трансформация здравоохранения», сформировав практические навыки по работе с медицинскими электронными данными, цифровыми помощниками, по составлению задач для машинной обработки.

Теперь что касается исследовательских навыков. Пациент — это всегда исследование, ведь мы лечим не болезнь, а больного. У каждого свой анамнез, свои факторы риска, персональные лабораторные данные. На кафедрах многие годы, начиная с первого курса, студенты занимаются научно-исследовательской работой, а теперь появились еще и девять молодежных научных лабораторий, три из которых финансируются из федерального бюджета. Для этих лабораторий мы ввели новую должность — стажер-исследователь. Ребята занимаются вместе со старшими коллегами, учатся применять научные методы в диагностике, лечении заболеваний и даже получают зарплату.

То же самое с проектным управлением. Каждая студенческая исследовательская работа должна быть представлена в виде научного проекта, для которого надо сформировать идею, собрать лабораторную базу, прописать ожидаемый результат. Любой проект ориентирован на получение продукта. А что такое продукт в медицине? Это новый способ профилактики, диагностики или лечения, реабилитации.

Сегодня в УГМУ Минздрава России учатся не только для того, чтобы стать врачом или исследователем, но и для того, чтобы получить дополнительные компетенции, которые позволят удачно построить свою профессиональную карьеру в будущем.

Звучит убедительно! Насколько вам приходится менять образовательные программы, чтобы формировать у студентов перечисленные навыки? 

В ходе основного образовательного процесса студенты могут по желанию посещать секции студенческого научного общества и вместе с наставником выполнять исследовательскую работу, представлять ее результаты, публикуясь в журналах и сборниках, не только внутри университета, но и за его пределами. 

В дополнительных образовательных программах актуальные компетенции идут отдельными кейсами. Например, на шестом курсе мы организовали в качестве пилота блок сквозных компетенций с углубленными знаниями акушерства, гинекологии, хирургии, госпитальной терапии. Раньше это называлось субординатурой, сейчас такого уровня обучения нет, вместо него появились отдельные модули, в рамках которых студенты могут дополнительно работать с преподавателями, больше времени проводить в операционной, приходить на дежурство и, таким образом, получать свои практические навыки в реальных условиях. 

Поговорим о науке в университете. УГМУ разрабатывает собственные  биомедицинские технологические платформы. Планируете ли Вы увеличить внебюджетные доходы вуза от результатов этой деятельности? Вообще, это направление больше про то, как университет может и должен зарабатывать, или прежде всего про развитие науки? 

В первую очередь это про науку в университете. Развивая биомедицинские технологии, мы успешно продвинулись по ряду направлений. Например, в медицинском приборостроении. В Екатеринбурге три предприятия, — это наши индустриальные партнеры, которые занимаются выпуском медицинской аппаратуры для анестезиологии-реаниматологии. Вместе с ними мы разрабатываем новые аппараты ИВЛ для стационарного и домашнего применения, поэтому в УГМУ создана совместная лаборатория. С учетом курса на технологическую независимость эта задача сегодня особенно актуальна. 

Второе важное направление — создание новых материалов для хирургии, травматологии, ортопедии, стоматологии. Здесь мы работаем в рамках Уральского консорциума биомедицины, фармации и медицинской инженерии с индустриальными партнерами, институтами Уральского отделения РАН и Уральским федеральным университетом. С Томским государственным университетом у нас создан консорциум по разработке новых сплавов биосовместимых материалов на основе никелида титана. Сейчас проводятся доклинические исследования, далее планируем серийное производство. 

Выстраивая финансовые взаимоотношения с бизнес-партнерами, мы пополняем бюджет университета и на привлеченные средства развиваем научные исследования, создаем новые молодежные лаборатории, приобретаем расходные материалы. Доходная часть в большинстве случаев формируется за счет патентов и лицензионных соглашений.

Ольга Петровна, Вы рассказали про изменения в образовательном процессе, про то, как в вузе развивается наука. Для медицинского университета это во многом новые вызовы, и они требуют наличия в команде управленцев с соответствующими компетенциями. О дефиците проектных и управленческих компетенций говорится и в вашей программе развития. Какие варианты Вы видите для решения этой задачи?

Это серьезная проблема, и она характерна не только для медицинских университетов, но в целом для высшей школы. Сегодня многие ректоры думают о том, как собрать эффективную управленческую команду.

Что делаем мы? Проводим проектно-аналитические сессии с участием проректоров, руководителей структурных подразделений, деканов, преподавателей. В прошлом году было организовано несколько таких сессий для того, чтобы увеличить число вовлеченных сотрудников в реализацию программы развития и нацелить на изучение лучших практик, а главное – на дальнейшее образование. 

Три проректора нашего вуза прошли обучение в «Сколково» по программе «Школа ректоров». В рамках программы участники пересобрали модель университета, что позволило посмотреть на вуз как на целостный объект управления и выстроить стратегию трансформации в области исследований и разработок. Еще четыре человека завершили обучение по программе «Код образовательных программ», в рамках которой разрабатывался проект «Передовой инженерной школы», а также совершенствовались направления специальности «Лечебное дело» для внедрения новых модулей и кейсов по организации практической подготовки.

Медицинские вузы порой упрекают в том, что они очень консервативны. Возможно, это так. Я и сама об этом думаю, когда слышу от коллег, что «мы же в сотне лучших университетов с 2012 года, мы выпускаем квалифицированных врачей, они успешно работают по всей стране. Зачем нам меняться, если у нас и так все хорошо?» Давайте вернемся к вашему первому вопросу: каким будет университет в будущем. Нам же важно, чтобы наши преемники, которые станут ректорами, проректорами, руководителями структурных подразделений, деканами, не только продолжили наши традиции, но и были нацелены на продвижение тех идей и замыслов, которые мы включили в программу развития университета. Как их подготовить? 

Мы приглашаем на работу новых специалистов, которых у нас не было в команде. Например, руководителем нашего проектного офиса стал эксперт, который до этого работал в ГК «Росатом» и в Агентстве по привлечению инвестиций Свердловской области. Благодаря его компетенциям планируем выстраивать связи с индустриальными партнерами и представителями внешней экспертизы. 

Внутри совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов создан научно-образовательный консорциум с Самарским и Сибирским медицинскими университетами, Приволжским исследовательским медицинским университетом и другими. Вместе с коллегами отрабатываем лучшие модели программ, внедряем лучшие практики и учимся друг у друга.

А Вы видите, как меняются Ваши сотрудники после такого обучения? 

Это настоящая перезагрузка! На протяжении обучения все участники признали, насколько полезно по-новому взглянуть на университет, пересмотреть существующие стереотипы и выработать такие решения, которые позволят достичь намеченных целей. 

Сейчас в профессорско-преподавательском коллективе, как и в большинстве вузов, наблюдается смена поколений: приходят молодые преподаватели, которые только окончили ординатуру, им по 24 года. Это люди другого склада: они хотят работать там, где интересно, где смогут себя в полной мере реализовать. Поэтому мы создаем в университете такую атмосферу, в которой молодые сотрудники, преподаватели, исследователи захотят остаться работать, расширяем научно-исследовательскую базу, развиваем коллаборации с академической наукой, обучаем новых лидеров и вместе учимся строить университет будущего.  

Лидеры, как правило, стремятся к большей самостоятельности и готовы брать на себя больше ответственности. Что, если такая потребность возникнет у целого подразделения в университете? К примеру, у вас появится (или, может, уже появился) передовой факультет или лаборатория, где будут самые востребованные программы и проекты. Готовы ли Вы как ректор предоставить им больше автономии?

Хороший вопрос, потому что про медицинские вузы часто говорят, что у нас очень жесткая вертикализация в управлении, можно сказать, авторитарная. Я считаю, что наделять отдельные структурные подразделения автономией нужно. Свобода мыслей, свобода достижения результата обязательно должна присутствовать в университете. Всегда поддержу инициативу сотрудника или студента, если она вписывается в концепцию развития Уральского ГМУ. Уверена, что из маленьких лидеров складываются большие команды. 

Я допускаю, что мы можем дать финансовую самостоятельность нашей центральной научно-исследовательской лаборатории, которая трансформируется в институт фундаментальной медицины. Там есть отдельные блоки, они успешно зарабатывают деньги и могут распределять эту доходную часть как дополнительные средства для проведения доклинических исследований, закупки тест-систем или повышения заработной платы сотрудникам и стажерам-исследователям. Почему нет? Это же тоже отчасти предпринимательство, проектное управление, и эти навыки надо формировать здесь, в университете, чтобы потом, став руководителем учреждения, главным врачом, заведующим отделением, выпускник УГМУ уже обладал этим опытом. 

Как бы Вы описали, в чем сегодня выражаются требования абитуриентов к медицинскому образованию? 

Думаю, в этом вопросе важна роль родителей. Часто медицинский вуз и профессия врача — это именно их выбор, которым они мотивируют своих детей. В среде врачей иногда встречается мнение, что их детям лучше выбирать другую профессию, потому что наша профессия эмоционально затратна и очень ответственна. И всё же для нас дети из медицинских династий — это, конечно, особенные абитуриенты. Они с детства слышат дома, как родители обсуждают сложные случаи в клинике, видят, как те дежурят сутками, как это тяжело, и понимают ценность профессии — это не просто работа, а служение. И если они делают такой выбор, то, как правило, хорошо учатся и преданы профессии.

Да, врач отдает пациентам свою энергию, силы, эмоции. В какой еще стране мира участковый терапевт или педиатр идет к больному на вызов в пургу, в мороз, в дождь? У нас уникальная система здравоохранения, и в ней работают по-настоящему самоотверженные люди.

Медицинское образование всегда было элитным, поскольку все понимают, что какие бы изменения ни происходили в государстве и обществе, профессия врача остается актуальной во все времена. Эту высокую планку необходимо поддерживать, несмотря ни на какие трудности.

Вы отметили, что врач — психоэмоционально сложная профессия, и эта основная причина, почему выгорание в ней случается довольно часто. Планируете ли Вы ввести в университете дисциплины или программы, связанные с профилактикой эмоциональной перегрузки у медиков? 

Это актуальная проблема, особенно для специалистов, которые работают в анестезиологии, реаниматологии, экстренных службах, медицине катастроф и в военно-полевой хирургии. Врачи, которые каждый день спасают людей в экстренных ситуациях, при тяжелых состояниях, делают всё возможное, и, к большому сожалению, иногда им приходится выходить к родственникам пациентов с плохими новостями. Медицина, увы, не всесильна.

Молодые врачи обычно работают в режиме 24/7, то есть берут много дежурств в клинике, а затем приступают к дневной работе. Для них в больнице должны быть психологи, зоны рекреации, где можно хотя бы полчаса отдохнуть. Возможно, этому уделяется недостаточно внимания. 

Еще один вариант — предусмотреть для врачей возможность перейти по желанию на другую работу. Это очень непростой вопрос, особенно в условиях дефицита специалистов. 

В университете на кафедре клинической психологии и педагогики разработаны программы профилактики профессионального выгорания, и они внедряются в клиническую практику. Центр компетенций, созданный в УГМУ на платформе АНО «Россия — страна возможностей», ведет планомерную работу по формированию надпрофессиональных базовых компетенций будущих врачей, в том числе по стрессоустойчивости. В этом году к оценке компетенций, создав личные кабинеты, приступили 3694 студента, начиная с первого курса.

Ольга Петровна, мы начали наш разговор с темы будущего университета и предлагаем завершить нашу сегодняшнюю встречу еще одним вопросом о завтрашнем дне в УГМУ. Вы, как и многие другие университеты, развиваете электронную образовательную среду. В идеале: что сможет делать ваш студент в ЭИОС университета в 2025 году?   

В этой сфере мы точно пока не исчерпали свой ресурс и обязательно будем продолжать наращивать содержание электронной образовательной среды: в области виртуальных технологий, 3D-моделирования, цифровизации. Цель — чтобы студент мог комбинировать обучение в университете, сочетать теоретическую подготовку с практикой в медицинской базовой организации, как мы говорим, — у постели больного. Это важный принцип подготовки врача — практикоориентированность. 

Точка невозврата в плане цифровизации образовательного процесса пройдена. Опыт показывает, что электронная обучающая среда может развиваться во благо базовому высшему медицинскому образованию. 

Финальный вопрос: расскажите, пожалуйста, про новый кампус УГМУ на площадке Медицинского инновационного кластера Екатеринбурга — что это будет? 

Что такое Университет? Это же мечта, это про смыслы и про будущее. В УГМУ придуман такой слоган: «Университет, открытый миру, устремленный в будущее». Наша мечта — иметь в Медицинском инновационном кластере собственную современную мощную базу. 

В Екатеринбурге есть Академический район, где расположены пять институтов Уральского отделения Российской академии наук. Это новый район, с молодым населением, современной инфраструктурой: школами, бассейнами, зонами оздоровления. Там же планируется создать кластер, в котором медицинский университет получит свой кампус. Идея поддержана на самом высоком уровне, так что мы готовы двигаться к своей мечте, сохраняя традиции, приумножая достижения, — к устойчивому развитию и успешному будущему.

Источник:  «Ректор говорит!» — информационно-аналитический портал 

← Вернуться к списку новостей
Контакты УГМУ
Общий отдел 620028, г.Екатеринбург,
ул. Репина, 3
(343) 214 86 71,
E-mail: usma@usma.ru
Приемная комиссия 620109, г.Екатеринбург,
ул. Ключевская, 17
тел. (343) 214 85 45, 8 800 222 8545
E-mail: priem@usma.ru