Telegram, ВКонтакте, Одноклассники
Telegram, ВКонтакте, Одноклассники
В июне в России стартовала приемная кампания в вузах. Для выпускников школ, которые стараются выбрать для себя свое будущее, начинается ответственная пора. На Урале выбор огромный — ты можешь заняться горным делом, филологией, экономикой, правом. Каждая профессия требует отдачи и доли самоотверженности, но некоторые из них — требуют этого без остатка. Так, например, происходит и с врачами.
Ректор Уральского государственного медицинского университет (УГМУ, Екатеринбург) Ольга Ковтун в интервью «Интерфаксу» рассказала о новых направлениях подготовки, открывшихся в вузе, объяснила, почему медицина и наука на этапе образования неразрывно связаны, и предположила, на каких из направлений могут увеличить сроки обучения.
— Ольга Петровна, по всей стране стартовал прием документов. Какие у Вас ожидания от приемной кампании этого года? Какие контрольные цифры приема?
— Мы в этом году будем принимать на 200 человек больше в сравнении с прошлым годом — всего 1 тыс. 800 человек. Сейчас у нас 7 тыс. 800 студентов, 766 из них завершили образование в этом году. Мы поступательно движемся к увеличению числа обучающихся. Сегодня на все медицинские вузы возложена главная стратегическая задача — готовить кадры для одной из наиболее чувствительных отраслей экономики — здравоохранения. Поэтому мы с особой ответственностью относимся к выполнению так называемой «третьей миссии» университетов.
В этом году доминирующим будет использование сервиса «поступай онлайн» — каждому абитуриенту предоставляется право подать заявления в пять вузов на восемь специальностей. Это составляет определенную сложность при подведении итогов, рейтинговании и формировании приказов о зачислении. Зачисление в этом году пойдет, как и в прошлом, в одну волну.
— Сколько всего в этом году планируется принять студентов на бюджет?
— С каждым годом наблюдается рост числа бюджетных мест, из них, конечно, преобладает целевой прием. На бюджет у нас поступят 1 тыс. 55 человек, почти 800 человек мы принимаем за счет средств юрлиц, частных лиц, в том числе 200 человек по целевым контрактам со Свердловской областью — по программе «губернаторского набора». Надо отметить, что Свердловская область — один из 8 регионов РФ, которые осуществляют подготовку в медицинских вузах за счет собственных средств.
— Как распределяются бюджетные места по направлениям и специальностям? Где больше всего бюджетных мест?
— Больше всего бюджетных мест — на лечебно-профилактическом факультете, выпускники которого получают диплом врача — лечебника с последующим трудоустройством на должность участкового терапевта. На втором месте по числу бюджетных мест — врачи-педиатры. Далее иерархия бюджетных мест идет на снижение: медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, клиническая психология.
— Какие новые направления подготовки в этом году вы приготовили для своих будущих студентов?
— Мы открыли магистратуру по клинической психологии и аспирантуру по общей психологии, а также магистратуру по промышленной фармации и несколько новых форм сетевой подготовки. В частности, есть сетевое взаимодействие с УрФУ по реализации дополнительной профессиональной программы «Организация и управление в здравоохранении» — ординаторы университета могут ее осваивать параллельно или одновременно учиться в Уральском юридическом университете по программе «Медицина и право». Я бы еще отметила новое направление в магистратуре «Общественное здравоохранение» — это управление качеством и безопасностью медицинской деятельности. Вопросы безопасности и для пациента, и для самой медицинской организации сейчас активно поддерживаются министром здравоохранения Российской Федерации Михаилом Мурашко.
Хочу подчеркнуть, что в прошлом году в университете началась подготовка в ординатуре по скорой медицинской помощи, и в этом году мы уже получили 14 бюджетных мест. С 2022 года открывается еще одна новая специальность ординатуры — генетика.
В перспективе мы обсуждаем усиление фундаментального блока. Скорее всего, это будет касаться нейробиологии, нейропсихологии, нейрокогнитивики на основе междисциплинарного взаимодействия психиатров, психологов, неврологов, педиатров, физиологов и, возможно, геронтологов. Сейчас необходимо все время быть на стыке наук.
— У ваших студентов значительно расширяется поле компетенций, которыми они должны обладать. Но как им это успевать? Рассматривается ли вариант увеличения продолжительности обучения?
— Возможно, по ряду сложных направлений в ординатуре будет увеличиваться длительность обучения. Обсуждается, например, кардиохирургия — увеличение с двух до трех лет, а, может быть, даже до пяти лет. К сложным направлениям также можно отнести неонатологию, нейрохирургию, трансплантологию и др.
— Как Вы считаете, бюджетных мест в вузе достаточно?
— Дефицита абитуриентов у нас нет, мы принимаем лучших и более мотивированных. Конкурс традиционно на протяжении последних лет на бюджетные места — 10 человек на место, но на отдельные специальности, например, на стоматологию значительно выше. Считаю, что этих мест пока достаточно.
— А достаточно ли «бюджета» для покрытия дефицита медицинских кадров в регионе?
— По итогам трудоустройства прошлого года могу сказать, что 97% выпускников остаются работать в отрасли здравоохранения. В этом году мы выпускаем на 100 врачей больше, поэтому, я думаю, что это демонстрирует поступательное движение к устранению кадрового дефицита в отрасли здравоохранения.
— Сколько всего сейчас не хватает работников в сфере здравоохранения? Меняется ли ситуация?
— Ситуация меняется. По итогам прошлого года наметилась позитивная статистика: врачей уволилось меньше, чем поступило на работу, но это не умаляет важность задачи снижения кадрового дефицита и закрепления на местах специалистов. Этому способствуют реализация программы «Земский врач», пакет социальных мер по поддержке молодого врача, предоставление жилищных сертификатов и т.д.
Если брать данные прошлого года, то в первичном амбулаторно-поликлиническом звене дефицит составлял примерно 800 человек. Есть и профицит, например, по некоторым направлениям в стационарном звене.
— Сколько иностранных студентов сейчас учится в УГМУ и сколько, по вашему мнению, студентов из других стран могут поступить в университет в этом году? Какое влияние окажут текущая обстановка и коронавирус?
— В университете в настоящее время обучается более 700 иностранных студентов из 39 стран мира, и мы будем эти цифры наращивать. Целевой показатель к 2030 году — 2 тысячи обучающихся иностранцев и 10 тысяч студентов в целом. В 2018 году университет успешно прошел международную профессионально-общественную аккредитацию, подтвердив соответствие образовательных программ международным стандартам. Надеемся, что нам удастся сохранить темпы приема иностранных граждан.
— Как повлияет на обучение в УГМУ уход от Болонской системы и повлияет ли вообще?
— На нашу работу, и в целом на деятельность всех медицинских вузов это не повлияет, поскольку базовыми для нас являлись и сейчас являются программы специалитета. С другой стороны, сегодня образование интегрировано в международное пространство, этот отказ не должен ни в коей мере влиять на научные и образовательные контакты.
— Вы ведете подготовку кадров и для самого вуза? У вас есть дефицит кадров?
— Острого дефицита нет, потому что мы привлекаем к преподаванию представителей профессионального сообщества — авторитетных врачей, имеющих ученую степень, работающих в ведущих клиниках. С прошлого года у нас идет целенаправленная работа по формированию кадрового резерва. В 2021 году мы приняли в ординатуру 47 успешных выпускников на целевые места от университета, а в 2022 году планируем принять еще 23 человека.
— Другая сторона деятельности УГМУ — научная. Она внедряется в жизнь врачей еще на этапе студенчества?
— Именно так: 25-30% наших ребят занимаются с первого курса в студенческих научных сообществах молодых ученых, поскольку исследовательская составляющая для будущего врача имеет большое значение. Замечу, что в этом году УГМУ стал единственным медицинским вузом, который выиграл грант Министерства науки и высшего образования по поддержке студенческих научных обществ.
В настоящее время в университете создаются научные молодежные лаборатории в рамках программы «Приоритет 2030» по самым актуальным и прорывным научным направлениям.
— О каких важных шагах университета в вопросах науки Вы могли бы еще рассказать?
— Предыдущий и нынешний год для нас стали плодотворными в плане научных работ. Университет вступил в НОЦ мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы», где команды исследователей разрабатывают новые биосовместимые и биодеградируемые материалы для стоматологии, хирургии и травматологии. Университет реализует грант совместно с индустриальными партнерами. Кроме того, в этом году мы выполняем девять государственных заданий по науке.
— Вы сообщали о том, что УГМУ может провести клинические исследования «Триазавирина» у детей старшего возраста при гриппе и ОРЗ. Есть ли промежуточные результаты?
— Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации было определено семь центров, каждый из них набирал пациентов — детей от 12 до 17 лет, которые болели гриппом и ОРЗ. Исследования закончены. Пока идет обработка данных.
— Не так давно Вы стали академиком РАН. Какую работу планируете проводить на новом посту? По мнению ряда уральских изданий, Вы претендуете на пост главы Уральского отделения академии наук. Планируете или хотели бы Вы возглавить УрО РАН?
— Я сегодня хочу служить своему вузу, у меня есть планы вместе с командой дальше двигаться вперед и реализовать в перспективе стратегические направления развития университета.
Источник: Интерфакс