Telegram, ВКонтакте, Одноклассники
Telegram, ВКонтакте, Одноклассники
В современном мире существует острая проблема доступности клинических пациентов для обучения медицинских специалистов. Одним из эффективных методов обучения является симуляционное. Некоторые форматы симуляционного обучения предполагают привлечение симулированного/стандартизированного пациента(СП).
В разных образовательных организациях, где проводится процедура первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов здравоохранения этот вопрос решается по-разному. В УГМУ был опыт и привлечения профессиональных актеров и преподавателей разных кафедр к реализации этой роли. На данный момент обсуждается вариант привлечения даже студентов театрального вуза для обеспечения аккредитации 2024 года. Также была идея по привлечению к этой деятельности людей, вышедших на пенсию и желающих сохранить свою социальную активность и приносить пользу будущим поколениям врачей, в процессе их обучения.
Мы задали вопрос тренеру по навыкам общения — Самойленко Надежде Викторовне (ведет подготовку СП с 2018 года)
«Как бы вы оценили эффективность работы стандартизированных пациентов?
— У нас есть эмпирические свидетельства об эффективности работы СП в профессиональном экзамене специалистов здравоохранения. Это процедура первичной и первичной специализированной аккредитации. Оценка эффективности обучения и работы СП в аккредитации проводится ежегодно посредством анализа видеофрагментов, предоставленных аккредитационными центрами. В 2023 году обработано 263 видеофрагмента. Критериями для анализа работы СП на экзамене выступили группы действий, отвечающие за реалистичность его поведения в роли пациента, четкое следование клиническому сценарию и соответствие его реакций на действия аккредитуемого лица. В целом обученные СП справляются успешно со своей задачей в 93% случаев. Если говорить об эффективности работы СП именно в рамках симуляционного обучения в образовательном процессе, то это можно оценить по той обратной связи, которую дают обучающиеся — студенты и ординаторы, когда проходит симуляция медицинской консультации с привлечением СП и разбором реального клинического кейса. Если в обратной связи курсанты говорят: «Я понял, что определенные коммуникативные действия приводят к закономерной эффективности», то тогда мы говорим, что обучение с привлечением СП – это эффективная технология обучения».
Почему считаете важным привлечение именно живых людей, а не роботизированных пациентов?
— На сегодняшний день, не смотря на интенсивное развитие искусственного интеллекта и симуляционного оборудования, робот не может заменить человека на 100% в обучении медицинской коммуникации, и тем более в таком отвественном деле как экзамен по допуску в профессию. Основным критерием симуляционного обучения является его реалистичность при отработке и оценке практических навыков. На данном этапе симулировать клинический случай по критериям его реалистичности и достоверности на 100% может только живой человек. Так как только он способен эмпатично отреагировать на эмоции и состояние пациента, что является важным аспектом именно в медицинской коммуникации. Робот не обладает этой способностью. Тем более врачи часто сталкиваются с различными сложными ситуациями, требующими гибкости, творческого мышления и принятия решений в момент диалога, исходя из его содержания. Робот может быть ограничен в своей способности адаптироваться к новым ситуациям.
Привлечение стандартизированных пациентов позволяет обеспечить объективизацию оценки сформированности эффективных навыком общения с пациентов в ходе медицинской коммуникации.
Таких навыков общения, которые позволяют в огрганиченное время общения достичь наибольшего результата при оказании врачом медицинской помощи пациенту.