Telegram, ВКонтакте, Одноклассники
Telegram, ВКонтакте, Одноклассники
Студентка первого курса лечебно-профилактического факультета УГМУ Арина Сарапулова серьезно задумалась над поступлением в Уральский государственный медицинский университет в 10 классе. Как будучи школьницей ей удалось поучаствовать в создании медицинских разработок и каково быть студенткой главного медвуза на Урале – в нашем интервью.
— Арина, когда и почему ты решила поступать именно в УГМУ?
— К такому решению я пришла после девятого класса, когда попала на проектную смену для школьников в центре «Таватуй» — одним из организаторов был Уральский медуниверситет. Тогда ректор УГМУ Ольга Петровна Ковтун зажгла нас своей энергией. Мне очень понравилось медицинское направление, я познакомилась с сильными преподавателями, опытными практикующими врачами, которые меня, можно сказать, направили на этот путь, заинтересовали своей деятельностью.
Самое яркое впечатление, пожалуй, произвел Владимир Викторович Базарный [проректор по научно-исследовательской и клинической работе УГМУ – прим.ред.]. Он был руководителем одного из командных проектов. Под его руководством мы впервые попробовали себя в качестве исследователей и добились практических результатов. Мне это помогло и при поступлении, и во время учебы на 1 курсе. Когда мы впервые посетили Центральную научно-исследовательскую лабораторию, Владимир Викторович посадил меня за микроскоп, положил предметное стекло и с улыбкой сказал: «Посмотри внимательно. Что ты видишь?». То, что я увидела, было для меня чем-то невообразимым. Он показал мне, как выглядит внутренний мир человека, насколько он красив и необычен.
Я также очень благодарна Марине Анатольевне Уфимцевой [декан медико-профилактического факультета, завкафедрой дерматовенерологии и безопасности жизнедеятельности УГМУ – прим.ред.], которая была руководителем моего второго научного проекта. Она познакомила меня с другим медицинским направлением – дерматовенерологией. Чувствовалось, что она очень внимательно относилась к нам и нашей работе, переживала — для нее это было действительно важно. Я поняла, что к таким людям надо стремиться, брать с них пример во всем.
Во время смены к нам регулярно приезжали Евгения Петровна Гурковская и Анна Викторовна Филимонова, которые консультировали нас на протяжении всех 3-х недель работы. Нам удалось грамотно презентовать проект и выйти в финал. Я считаю, что была проделана огромная работа, в результате которой мы улучшили свои профессиональные навыки и, безусловно, приобрели новые знания.
После знакомства с этими людьми я убедилась в том, что медицина – это то, с чем я хочу связать свою жизнь. Они сыграли огромную роль в принятии судьбоносного для меня решения. С этого момента поступление в УГМУ стало моей основной целью.
— А твоя семья как-то связана с медициной?
— Моя бабушка – врач-невролог, но она никогда не настаивала на том, чтобы я пошла по ее стопам. Иногда говорила, что, может быть, мне стоит рассмотреть вариант с медицинским вузом. Я первое время даже не думала, что мне будет это интересно. Причем, мой папа и дедушка всю жизнь занимаются энергетикой, и они, конечно, спрашивали, не хочу ли я пойти учиться по этому направлению. Но в школе я не увлекалась точными науками – больше склонялась к естественнонаучным дисциплинам.
— Подавала ли ты документы в другие вузы?
— Поступать в другие города я не хотела, потому что я, прежде всего, ходила на курсы довузовской подготовки к Надежде Сергеевне Абрамовой [руководитель Медицинского предуниверсария УГМУ – прим.ред.]. Она очень трепетно относилась к нам как к потенциальным абитуриентам. Для нас проводили экскурсии, приглашали различных лекторов – мы могли пообщаться с преподавателями, с некоторыми деканами, которые рассказывали про свои факультеты. И тогда я уже решила, что буду поступать на лечебно-профилактический факультет, потому что здесь готовят врачей, специалистов разных профилей, и есть возможность выбора интересующего направления.
— Расскажи подробнее о проектах, над которыми ты работала во время проектной смены на «Таватуе». Сейчас есть желание заниматься научной работой?
— Первый проект – это инновационная тест-система, которая заключалась в том, чтобы на основе исследования буккального эпителия и ротовой жидкости выявлять различные патологии на ранних стадиях развития, тем самым предупреждая заболевания. Этот проект мы позже модифицировали в «Сириусе», где создали нейронную сеть, которая позволяла автоматизировать процесс подсчета патологических клеток. Это значительно упрощает работу врача лабораторной диагностики и увеличивает точность исследования.
Целью второго проекта было создание основы спрея для лекарств, предназначенных для лечения аутоиммунных заболеваний слизистой оболочки рта. Аутоиммунное заболевание – очень серьезное и тяжелое для пациентов, они испытывают сильный дискомфорт и боль. Это оказывает значительное влияние на качество жизни людей. Сейчас есть препараты, которые направлены на лечение этих заболеваний. Но в ротовой полости лекарство очень быстро смывается – нашей целью была как раз разработка адгезивной основы, которая могла бы длительное время находиться на пораженном участке.
Сейчас мне бы хотелось заняться изучением иммунологии и аллергологии. На мой взгляд, эти направления на сегодняшний день являются очень перспективными.
— Как ты оцениваешь, сложно ли быть студентом медицинского университета?
— Я знала, куда поступаю – меня предупреждали, что учиться будет очень сложно, но в то же время интересно. Я вообще не признаю такую учебу, когда нет трудностей, моментов, когда ты ничего не понимаешь. Медицинское образование, я считаю, одно из самых полезных – не только для общества, но и для себя самого. Оно дает колоссальное саморазвитие. Если хочешь стать хорошим специалистом, то сделаешь для этого все, несмотря на трудности. Медицина – это такая сфера, в которой всегда будет, чем заняться, она никогда не остановится в своем развитии. С каждым днем появляется все больше новых методик диагностики, лечения и профилактики.
— Часто ли у вас бывают практические занятия?
— На первом курсе мы изучаем в основном фундаментальные дисциплины: анатомия, гистология. На каждом занятии у нас есть практика. То есть все, что мы проходим в теории, мы затем изучаем на материале. Потому что на картинках все показано в таком «идеальном» виде, но нужно знать, как все это выглядит в реальности.
Например, на гистологии после прохождения какого-то материала мы его закрепляем, работая с микроскопами. Сейчас мы проходим эпителий. Когда смотришь в микроскоп и видишь, из чего состоишь ты сам – это просто непередаваемые ощущения.
— А какая нагрузка в плане количества занятий в день?
— В среднем у нас в день по три пары. Я бы не сказала, что сильно устаю. Это не утомляет, потому что я учусь с интересом и все дисциплины по-своему полезны. Усталость была в самом начале, когда после школы я сразу окунулась в это огромное информационное пространство. Было сначала сложно как-то все систематизировать и запоминать, но сейчас после первой сессии стало проще – уже привыкла, поняла, в каком нужно жить темпе.
— Как прошла первая сессия?
— У нас был один экзамен – по химии. Конечно, университетская химия отличается от школьной: по объемам материала, подробностям, связанным конкретно с медициной. Мы изучаем, как законы химии работают непосредственно в организме. Перед экзаменом было страшно, потому что химия – сложная точная наука, с которой, наверное, у многих первокурсников возникают трудности. И сам факт, что сессия – первая — вызывает большой эмоциональный стресс. Но все прошло очень хорошо, и сессию я сдала успешно. В следующий раз, думаю, уже не буду так сильно переживать, потому что уже знаю, что это такое.
— Есть ли у тебя уже мысли, какую медицинскую специальность выбрать в будущем?
— Буду определяться на старших курсах. Было бы интересно заниматься иммунологией, аллергологией и дерматовенерологией. Стык этих направлений дает огромное поле деятельности для исследовательской работы.
— Какой совет ты бы дала нынешним абитуриентам, которые планируют поступать в УГМУ?
— Я бы посоветовала поработать над организацией собственного времени, чтобы его хватало на учебу, отдых, правильное регулярное питание и физические нагрузки. Еще, наверное, многие из поступивших ребят стараются пройти что-то из программы летом, чтобы потом было проще во время учебы – я и сама так делала. Но потом студенты старших курсов сказали нам, что в этом нет необходимости – лучше отдохнуть. Поступить, успокоиться и просто отдохнуть перед учебным годом. Сначала будет непривычно, непросто, но потом привыкаешь.
Текст: Дарья Корчак
Фото: предоставлено Ариной Сарапуловой