Telegram, ВКонтакте, Одноклассники
Telegram, ВКонтакте, Одноклассники
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений необходимость использования информационных технологий как для процесса обучения различным дисциплинам, так и для обучения применению информационных технологий в медицине. Осознание этой необходимости приходила постепенно с развитием самих информационных технологий и компьютерной техники. В 1974 году во 2-ом Московском медицинском институте под руководством профессора С.А. Гаспаряна была организована первая в нашей стране кафедра медицинской и биологической кибернетики, что дало толчок к развитию этих процессов.
В 1976 году в СГМИ был введен курс «Медицинская электроника и кибернетика». Он читался на втором курсе и изначально был чисто теоретическим т.к. отсутствовали компьютеры. В 1977 году под руководством Козина Я.Б. был создан лабораторный практикум для поддержки этого курса на программируемых калькуляторах МК-61. Этот калькуляторный период продолжался довольно долго. В 1985 году, поняв, что преподавать медицинскую кибернетику на втором курсе рано, было проведено радикальное преобразование в программах медицинских вузов. Этот предмет был из программ убран, зато на первом курсе был введен курс под названием «Информатика». Технической поддержкой этого курса опять же были программируемые микрокалькуляторы.
В 1989 году В.А. Телешев принял участие в конференции «Применение компьютеров в совершенствовании обучения в медицине» в г. Киеве, где ознакомился с состоянием преподавания информатики в других медицинских вузах. Вернувшись с конференции он с помощью спонсоров организовал покупку и установку в 5-ом учебном корпусе СГМИ первого компьютерного класса «Корвет», а через год уже за счет средств института были приобретены еще два таких же класса. Под его руководством был организован студенческий научный кружок по информатике и написаны программы для практикума на «Корветах», а также методические пособия для лабораторных работ по информатике. Компьютерные классы «Корвет» производства Каменск-Уральского объединения «Октябрь» состояли из учительской машины, снабженной дисководом на гибких магнитных дисках диаметром 5,25 дюйма и десяти ученических терминалов, состоящих из монитора и клавиатуры, которые не могли работать самостоятельно.
В 1993 году наш вуз приобрел шесть персональных компьютеров отечественного производства ДВК – 2м, три из которых были отданы кафедре физики и три в ЦНИЛ.
Но на трех компьютерах организовать преподавание большого потока студентов невозможно, поэтому на них работал научный кружок, а преподавание информатики продолжалось на «Корветах».
Однако время требовало более серьезного использования информационных технологий в учебном процессе, поэтому 19.07.96 года приказом ректора по УГМА за № 174-р был создан отдел компьютерного обучения и тестирования. Заведующим отделом был назначен доцент кафедры физики Телешев В.А.
Под отдел было отведено семь комнат в правом крыле третьего этажа третьего учебного корпуса (ул. Ключевская 17). На день выхода приказа в этих комнатах только был закончен косметический ремонт. Реально работающих: заведующий, инженер-программист на полставки и лаборанты.
В настоящее время в отделе имеется пять компьютерных классов по 9-10 рабочих мест в каждом, объединенных в локальную сеть.
Эта техническая база обеспечивала выполнение основных задач, возложенных на отдел:
1. Обучение студентов пользованию компьютерами и современным программным обеспечением;
2. Повышение эффективности учебного процесса за счет внедрения новых информационных технологий.
В частности, по первому пункту: все студенты первого курса во втором семестре в двух компьютерных классах проходили практические занятия по информатике. На этих занятиях с помощью компьютерных обучающих программ они осваивали операционную систему Windows-95, текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel и выполняли практические задания. Весь практикум разработан сотрудниками отдела.
По второму пункту: одной из форм повышения эффективности учебного процесса является компьютерное тестирование. В настоящее время в двух компьютерных классах с помощью тестовой системы контроля знаний сдают промежуточные контроли, зачеты и экзамены студенты, занимающиеся на кафедрах патологической физиологии, микробиологии, биологии, гигиены детей и подростков, нормальной физиологии, ортопедической стоматологии, пропедевтики детских болезней. В июне в рамках государственной аттестации проводится междисциплинарный тестовый экзамен для студентов шестого курса всех факультетов. Также в отделе сдают тестовый экзамен интерны и курсанты факультета усовершенствования по кафедрам педиатрии, ортопедической стоматологии, терапевтической стоматологии, анестезиологии и реанимации. К настоящему моменту в базу данных сервера введено более десяти тысяч тестовых вопросов по различным дисциплинам. Ежегодно компьютерное тестирование проходят около 16000 человек.
Система контроля знаний, разработанная в отделе, позволяет также проводить анализ результатов тестирования, выявлять плохо изученные темы, некорректно составленные вопросы. Эта система была представлена в Москве в феврале 1999 года на совещании по информационным образовательным технологиям и получила высокую оценку. На этом совещании было принято решение об образовании на базе отдела компьютерного обучения и тестирования УГМА центра по экспертизе тестовых программ, а заведующий отделом Телешев В.А. был включен в консультативный совет “Информационные образовательные технологии” (приказ Министра здравоохранения № 109 от 5.04.99 г.).
Разработанная тестовая система успешно функционирует не только в отделе, но и на других кафедрах, где она была установлена (педиатрии ФУВ, внутренних болезней и организации здравоохранения). Данная система контроля знаний создана, принятым в отдел в 1998 году на полную ставку Резайкиным А.В., который работает по настоящее время.
В ноябре 1996 года на базе отдела приказом ректора открыт хозрасчетный учебный центр, где любой желающий мог научиться работать с современным программным обеспечением (Windows 95, Word 7.0, Excel 7.0), а также работе в Internet.
В апреле 1998 года УГМА была подключена к межвузовской компьютерной сети с выходом в Internet. В отделе установлен узел этой сети, который обслуживался сотрудником отдела.
В сентябре 1998 года в отделе открыт для свободного доступа Internet-класс, в котором студенты, преподаватели и сотрудники академии могли найти интересующую их информацию для рефератов, статей, докладов, диссертаций и т.д.
В течении 1998 – 2002 годов силами сотрудников отдела к интернету подключены все кафедры 3-го учебного корпуса, главного учебного корпуса и общежития по улице Токарей.
С 2000-го года в медицинских вузах страны на третьем курсе стал преподаваться курс «Медицинская информатика». Сотрудниками отдела под руководством Телешева В.А. с того времени и по сегодняшний день было выпущено около двадцати методических пособий для практических занятий в компьютерных классах, а также создано программное обеспечение для поддержки этих работ.
В 2003 году отдел компьютерного обучения по приказу ректора был преобразован в Управление образовательных информационных технологий, в котором было три отдела: обучения, тестирования и системный.
В 2003 году В.А.Телешев был избран заведующим кафедрой медицинской физики, информатики и математики и остался начальником управления на полставки. Время требовало более серьезного подхода к внедрению информационных технологий, поэтому в 2006 году УОИТ был преобразован в Управление информационных инновационных технологий и его начальником был назначен Е.М. Подкорытов. С этого момента начался новый уровень развития информационных технологий в УГМА, т. к. новое руководство вуза, понимая важность этих процессов стало вкладывать в эту область деятельности немалые деньги.
Перед управлением была поставлена задача — сформировать новую информационно-образовательную среду подготовки специалистов с учетом не только сегодняшних требований, но и с учетом стремительного распространения новых информационных и коммуникационных технологий для реализации учебной, научно-исследовательской, лечебной деятельности.
Если на начальном этапе выполнялась автоматизация персональной деятельности (подготовка документов, презентаций, доступ к коммуникациям и др.), то основной целью дальнейшего развития стала автоматизация коллективной деятельности, что предполагает внедрение корпоративных систем, обеспечивающих совместную работу с информацией. Электронная форма информации должна стать первичной и доступной всем, кому она необходима в силу производственной или учебной деятельности.
Для достижения цели необходимо было решить задачу создания программно-аппаратной среды, состоящей из:
1. сети передачи информации всех форм (данные, аудио, видео);
2. центра обработки данных (ЦОД);
3. системы хранения данных;
4. программного комплекса, включающего в себя пользовательское и системное программное обеспечение (ПО).
Первым делом был разработан проект корпоративной сети (проектное название – мультисервисная телекоммуникационная корпоративная сеть (МТКС)). По проекту, во всех учебных корпусах создавались локальные вычислительные сети (ЛВС), объединенные скоростными каналами связи. Ядро сети составляют коммуникационные узлы, расположенные в 1, 3 учебных корпусах и в здании библиотеки. Каждый узел связан с другими оптоволоконными кабелями. Пропускная способность 10 ГБ/сек. Другие учебные корпуса подключены по арендуемым каналам связи. Все каналы обеспечивают передачу голоса, видео и данных приложений.
Еще до приобретения первых серверов было принято решение о создании ЦОД на основе виртуальной серверной платформы, т.е. на небольшом количестве мощных физических серверов (2-3 штуки) создавались необходимые виртуальные сервера (в настоящее время развернуто 35 серверов). Такой подход полностью себя оправдал и позволил оперативно создавать сервера с оптимальной конфигурацией и не приобретать избыточное количество быстро стареющего оборудования.
Одновременно был осуществлен переход на IP-телефонию, это позволили решить проблему нехватки городских номеров и связать по внутренним номерам рабочие места во всех учебных корпусах.
Хранение, резервное копирование и восстановление информации обеспечивает внешний массив жестких дисков, подключаемый к потребителям (виртуальным серверам) по резервированным интерфейсам. Такая организации хранения данных позволяет обеспечить надежный доступ и оптимальное распределение ресурсов между потребителями.
Построение аппаратной части было завершено в 2008 году. В настоящее время мощность серверов и объемы памяти значительно увеличены, модернизирована телефония. Запущены первые сегменты Wi-Fi сети.
В количественном выражении аппаратная часть выглядит следующим образом.
1. Сервера (32 ядра, 400 ГБ оперативной памяти в каждом).
2. Сеть (13 зданий, 15 узлов коммутации) /Wi-Fi (50 точек доступа).
3. Хранилище данных (12 ТБ с резервированием на ленту).
4. IP-телефония (450 аппаратов).
Простое создание программно-аппаратной структуры хоть и создает предпосылки, но обеспечивает лишь частичную автоматизацию. Реальный уровень автоматизации учебного заведения (как и любого другого предприятия) можно оценить по тому, насколько автоматизирован основной процесс. В нашем случае этим процессом является – учебный. Если автоматизация затрагивает большинство участников процесса, как преподавателей, так и студентов, если средства автоматизации используются для поддержки большинства этапов учебного процесса, то можно говорить о высоком уровне автоматизации.
Тем не менее, первые системы были внедрены в бухгалтерии (практически самостоятельно). Внедренные программы обеспечивали автоматизацию бухгалтерской деятельности, учета основных средств, расчет зарплаты и стипендии.
Следующим шагом была автоматизация управления учебным процессом и автоматизация непосредственно учебного процесса. Для автоматизации управления была выбрана Единая информационная система «Tandem University». Данная система позволяет автоматизировать все основные виды деятельности управления учебным процессом. Система реализована как WEB приложение с использованием самых современных инструментальных средств программирования. В настоящее время автоматизированы следующие виды деятельности:
1. Приемная кампания;
2. Online регистрация абитуриентов;
3. Движение студентов и другие рабочие процессы в деканатах;
4. Кадровый учет;
5. Учебные и рабочие планы;
6. Общежития.
Для непосредственной поддержки учебного процесса был выбран портал «Tandem e-Learning», который обеспечивает возможность создавать для каждой дисциплины многофункциональный сайт. Сайты дисциплин обеспечивают предоставление электронных учебных материалов, электронные коммуникации между преподавателями и студентами, подготовку и проведение тестирования. В настоящее время созданы сайты для более чем 100 дисциплин.
Помимо портала внедряются системы поддержки дистанционного обучения, которые позволяют проводить сеансы видеоконференцсвязи и вебинары.
Постоянно происходят расширение и модернизация компьютерного парка и оснащение аудиторий современным оборудованием. На начало 2015 года имелось.
1. 1608 компьютеров.
2. Компьютерных классов — 47
3. Аудиторий, оборудованных мультимедийными комплексами (проектор, экран, аудио оборудование, или флибоксы, интерактивные доски, телевизионные панели) — 86
В последние 2-3 года экстенсивные показатели (количество компьютеров, подключений к сети, доступ в Интернет и др.) практически не изменяются и не отражают динамики изменения уровней автоматизации и информатизации, поэтому нужно переходить на интенсивные/качественные показатели, такие как количество автоматизированных рабочих процессов, оснащение рабочих мест прикладными системами, электронных учебных материалов и других сервисов.