г. Екатеринбург,
ул. Репина, д.3

usma@usma.ru

(343) 214-86-71

Факс:

(343) 371-64-00

Уральский государственный
медицинский университет

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования



Менеджмент качества


                                                  
   
 

 
       




 











Руководство УГМА приступило к формированию системы качества подготовки специалистов с 2003 года. В 2004 году появилась программная статья учебно-методического управления «Система качества подготовки специалистов в УГМА» (авторы проф. Цвиренко С.В. и доцент Русяева Л.В.), опубликованная в сборнике научных статей «Актуальные проблемы подготовки и воспитания специалистов в медицинском вузе». Авторами статьи был сформулирован комплекс задач по созданию и внедрению системы качества в академии: цели и задачи, принципы создаваемой системы качества; структура управления качества; основные показатели качества и структуры, обеспечивающие контроль качества подготовки специалистов.

 
Начиная с 2004 года,  высшее руководство академии (проректор по учебной работе, декан ФПК и ПП, начальник учебно-методического управления), другие сотрудники академии, неоднократно принимали участие в семинарах, совещаниях различного уровня, где обсуждалась необходимость внедрения СМК в образовательных учреждениях, как важного компонента принципиально новой организации труда в условиях рынка и конкуренции учебных заведений.

В марте 2006 года Ученый Совет принял решение о внедрении в УГМА системы менеджмента качества.

9-10 июня 2006 года в академии был проведен семинар «Управление качеством в образовании», в котором приняли участие ректор УГМА, проректоры, деканы всех факультетов. Для проведения семинара был приглашен профессор кафедры менеджмента и систем качества ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени Ульянова (Ленина)» профессор Соболев В.С.

В ноябре 2006 года распоряжением проректора по учебной работе  всем заведующим кафедрами было предложено в срок до 1 декабря назначить ответственных на кафедрах по системе менеджмента качества.

В декабре 2006 года вновь состоялась учеба для профессорско-преподавательского состава и работников административно- управленческого аппарата общим объемом 72 часа «Управление качеством в образовании». Общее число обучающихся составило 35 человек. Учебу проводили специалисты ЛЭТИ.

19 января 2007 года приказом ректора был создан Совет по качеству, назначены члены правления Совета, определены ответственные по факультетам, ответственные по кафедрам – заведующие кафедрами или уполномоченные ими работники, созданы рабочие группы по подготовке проектов документов  видов деятельности и основных процессов. За основу была взята модель совершенствования деятельности ЛЭТИ, определены основные и вспомогательные процессы, подлежащие описанию.

В течение весеннего семестра 2007 года на ежемесячных заседаниях Совета обсуждалась разработанная документация: информационные карты процессов, документированные процедуры процессов, Руководство по качеству УГМА, критерии качества. Предварительная работа в этом направлении была закончена к концу семестра.

В апреле - мае 2007 года была проведена самооценка деятельности академии в области СМК, которая впоследствии стала традиционным инструментом контроля качества вуза.


Также по заявке ГОУ ВПО УГМА была проанализирована корпоративная культура академии. В результате анализа были выявлены области для первых корректирующих и предупреждающих мероприятий.


В июне2007 года на Большом ученом Совете прошло обсуждение политики и стратегических целей Уральской государственной медицинской академии в области менеджмента качества.

3 августа 2007 года ректором УГМА был подписан приказ  о создании Управления системы менеджмента качества ГОУ ВПО УГМА Росздрава, разработаны должностные инструкции сотрудников для начальника Управления, заместителя, менеджеров, документоведов и организационная структура системы менеджмента качества.


В осеннем семестре 2007 года продолжилась работа над документами системы качества, обсуждение процедур, составление планов работы на следующий год.

В декабре 2007 года было принято решение о проведении учебы ответственных по кафедрам по теме «Управление качеством в образовании», учеба продолжалась до февраля 2008 года и содержала теоретический курс. Занятия проводились приглашенным специалистом – профессором Уральской архитектурной академии С.И.Солониным, начальником отдела системы менеджмента качества архитектурной академии.  В общей сложности проучено 80 преподавателей УГМА. В течение февраля и марта силами менеджеров факультетов были организованы практические семинары по той же теме.

Также в декабре 2007 года на расширенном заседании Совета, где присутствовали все заведующие кафедрами, ректором был представлен проект Стратегического плана развития академии на период 2008-2013 гг. Все заинтересованные лица имели возможность ознакомиться с этим документом и внести в него свои предложения.


Информация о внедрении системы качества в вузе постоянно обсуждается на совещаниях различного уровня: ректорских, деканских, Ученых советах факультетов, Центральном методическом совете, публикуется в СМИ вуза (газета «Уральский медик», сайт УГМА).

План  заседаний Совета по качеству включен в общий план работы академии.

Ежегодно проводится мониторинг мнения потребителей (студентов, преподавателей, работодателей) с целью изучения их удовлетворенности образовательными услугами, предоставляемыми академией. Эта информация в обязательном порядке предоставляется всем заинтересованным лицам.

В марте 2008 года была проведена учеба преподавателей и представителей администрации на тему «Внутренние аудиты», В ней принимали участие 23 человека. Внутренние аудиты планируются и проходят регулярно. В рамках подготовки к комплексной проверке этот инструмент контроля качества был незаменимым помощником в анализе готовности кафедр к аттестации и аккредитации. Силами аудиторов в ходе внеплановой проверки были проверены все кафедры академии.

22-23 сентября 2010 года проходил внешний аудит системы менеджмента качества (СМК) УГМА. Аудит проводил орган по сертификации «ООО Русский Регистр – Уральское качество».
 Аудиторы по заслугам оценили усилия по применению инноваций и информационных технологий в образовательном процессе, внедрение балльно - рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов как результативную систему мониторинга процессов СМК.
Аудиторами было отмечено, что руководство УГМА продемонстрировало стремление к постоянному улучшению и развитию, повышению результативности СМК. Особо выделены высокая компетентность ректора, представителя руководства в области качества (проректора по учебной работе), советника ректора по качеству и начальника учебно-методического управления в вопросах СМК, вовлеченность сотрудников академии в разработку и реализацию мероприятий по улучшению СМК, эффективная работа Совета по качеству. Отработан и продемонстрирован во всех подразделениях академии механизм разработки и реализации корректирующих и предупреждающих действий.

Сертификаты соответствия были вручены в торжественной обстановке на праздновании 80-летия академии 15 октября 2010 года

В октябре 2013 года прошел Сертификационный аудит,
по итогам которого УГМУ выданы сертификаты соотвествия. Сертификат ISO 9001:2008 подтверждает, что ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России применяет систему менеджмента качества в образовательных программах высшего и дополнительного образования, научных исследованиях и инновациях (Центр сертификации систем управления. Хорватия. Cro Cert номер 427/1. Дата выдачи 03.11.2013 г. Действует до 02.11.2016 г.). 


В 2013 году создан Совет студентов, интернов, ординаторов и аспирантов по качеству образования ГБОУ ВПО УГМА Минздрава России. Цель -  содействие повышению качества подготовки обучающихся в ГБОУ ВПО УГМА Минздрава России.
В ноябре 2013 г. вновь созданный совет студентов по качеству совместно с УСМК организовали проведение Недели качества в УГМУ под девизом «От качества медицинского образования – к качеству медицинских услуг». В течение трех дней с 5 по 7 ноября в интересной, насыщенной программе Недели (5 секции, мастер-классы, конкурсы, пленарное заседание конференции), активно участвовали около 300 студентов, молодых ученых и преподавателей. 


В ближайших планах – интеграция документации СМК в первичные подразделения –кафедры и отделы, мониторинги мнения потребителей, внутренние аудиты.


Начальник УСМК, к.п.н., доцент КУЗИНА Людмила Леонидовна



Менеджер
КАРИМОВА Алиса Алексеевна




Документовед
БАТИНА Татьяна Викторовна